Про SaaS в России: от А до Я

Александр Демидов, эксперт компании 1С-БитриксАлександр Демидов
руководитель направления
арендных решений
«1C-Битрикс»

Азбука работы SaaS активно изучается всеми игроками рынка: разработчиками, провайдерами, потенциальными пользователями услуги. И хотя российский рынок SaaS-услуг пока не велик по объемам продаж, год от года он постепенно наращивает обороты. Возможность экономии затрат на ПО, используемом по модели SaaS, очевидна, но с чего начать, какое программное обеспечение лучше арендовать, а какое стоит закупить и установить у себя в офисе, как выбрать арендодателя софта и не ошибиться с выбором?.. На эти вопросы мы попросили ответить представителя ведущего отечественного разработчика программных продуктов в аренду – компании «1C-Битрикс». Наш собеседник – руководитель направления арендных решений «1C-Битрикс» Александр Демидов.

Александр, разговоры о SaaS на российском рынке идут с 2008 г. Тем не менее, могли бы Вы в двух словах рассказать о SaaS как бизнес-моделе? Изменилось ли отношение к SaaS в России за последние два года?

Основная идея SaaS – аренда программного обеспечения. Во-первых, клиент не покупает дорогую лицензию, разово выделяя в бюджете значительную сумму, а лишь вносит небольшую арендную плату (чаще всего – ежемесячно), чтобы получить доступ к нужному ПО. Во-вторых, пользователь не занимается установкой, настройкой софта и дальнейшим его обслуживанием, все эти задачи решает провайдер, обеспечивая клиенту только доступ через интернет к программе.

Бизнес-модель основана на том, что небольшим компаниям и тем более – частным лицам - гораздо проще платить не очень большую сумму ежемесячно, чем разово выделить значительные средства на покупку лицензии. Размер платежей меньше, но зато их количество – значительно больше. Компании, продающие достаточно дорогое программное обеспечение, запуская арендные решения, охватывают ту аудиторию компаний малого и среднего бизнеса, частных лиц, к которой раньше не имели доступа.

Если говорить об отношении к SaaS в России, то оно, конечно, меняется. Два года назад мало у кого было четкое понимание, что же это такое. Если эта тема и интересовала потенциальных заказчиков, то вопросов было больше, чем ответов: было очень мало предложений услуг, реализованных по модели SaaS, очень остро стоял вопрос доверия своих данных провайдерам, вызывали опасения технические ограничения (бесперебойный высокоскоростной доступ в Интернет).

Постепенно все  эти вопросы решаются. Все больше появляется интересных предложений от поставщиков услуг, Интернет становится доступен повсюду (зачастую – через нескольких провайдеров одновременно), меняется отношение к идее SaaS в целом: заказчики уже не относятся к идее аренды софта как к экзотике, постепенно начинают пробовать использовать в бизнесе те или иные SaaS-решения (иногда, правда, даже не догадываясь о том, что выбранный ими сервис – именно SaaS; так может быть, например, с корпоративной почтой, доступ к которой обеспечивает хостинг-провайдер).

Зачем бизнесу брать софт в аренду? Какой  софт стоит (можно) брать в аренду и что более выгодно арендовать?

Рассматривая возможность  аренды того или иного софта, стоит  четко понимать, какие задачи может решить именно аренда, в чем будет ее преимущество по сравнению с покупкой лицензии.

Первая – самая  очевидная задача – желание сэкономить на программном обеспечении. Нет  необходимости выделять значительные средства в бюджете, нет расходов на внедрение и поддержку.

Вторая возможная  задача – необходимость использования  того или иного софта для поддержки  своего бизнеса (это может быть, например, корпоративная почта, CRM, интранет-система) в условиях отсутствия технических специалистов в компании и выделенного оборудования.

Если перед компанией  стоят такие задачи, и при этом на рынке существуют предложения  аренды ПО с подходящим функционалом, то, конечно, стоит обратить на них  внимание.

Что крайне важно, арендная модель предполагает очень быстрый запуск услуги. От момента заказа услуги у провайдера до начала работы с ней может пройти буквально несколько часов.

При этом финансовые риски клиента сведены к минимуму. Обычно при заказе услуги у провайдера пользователь получает полнофункциональный продукт, который работает в бесплатном триальном (прим. ред. – демонстрационном) режиме. Еще до поступления оплаты можно получить работающую услугу.  
 
Это дает возможность выбрать именно тот продукт, ту услугу, которая будет максимально удобна и функциональна.

Таким образом, арендная схема дает возможность очень быстро и дешево выбрать решение для задач заказчика – можно попробовать в работе каждый из существующих вариантов без каких-либо затрат (как финансовых, так и временных).

В случае перехода на SaaS-модель данные компаний-клиентов находятся на серверах провайдера. И здесь важную роль начинает играть вопрос доверия провайдеру услуги. Ваш рецепт того, как выбрать «правильного» хостинг-провайдера. Что должно входить в зону его ответственности?

Вопрос доверия  провайдеру складывается из разных составляющих. Первая – сугубо техническая. Тот  софт и та техническая площадка, на которой он установлен, которые  используются для организации SaaS-услуги, должны в обязательном порядке иметь все технические средства, обеспечивающие безопасность и сохранность пользовательских данных. Шифрование передаваемых данных с помощью SSL, возможность использовать одноразовые (составные) пароли, журналирование (прим. ред. - ведение специальных протоколов работы) всех выполняемых в системе действий, обновление системного ПО, обязательное регулярное создание резервных копий и т.п. – все это должно быть (и будет) стандартом де-факто для любого арендуемого решения.

Второй аспект –  доверие самому провайдеру своих  данных.

Выбирайте провайдера с хорошей репутацией, ориентируясь на его историю, количество клиентов, их отзывы.

Провайдер должен декларировать сохранность и конфиденциальность информации клиентов в договоре с ними и отвечать за это в рамках этого же договора. На самом деле, любой серьезный провайдер как никто другой заинтересован в обеспечении максимальной безопасности данных клиентов. Любой случай утечки или потери информации скомпрометирует весь его бизнес и нанесет существенный урон.

Какие существуют модели аренды? Как определить наиболее выгодную модель для своей компании?

С точки зрения предоставления услуг клиентам можно выделить две модели: первая - разработчик софта сам становится провайдером, предоставляющим свой продукт в аренду. Вторая – разработчик предоставляет готовую для аренды платформу партнерам – хостинг-провайдерам, а те уже продают услугу конечным клиентам.

Вторая схема  кажется нам более интересной. Мы сами предоставляем в аренду наш продукт «1С-Битрикс: Корпоративный портал»: мы даем нашим партнерам – хостинг-провайдерам – техническую платформу, на которой работает услуга, и конечные клиенты арендуют «Корпоративный портал»  уже у них.

В такой схеме  услуга получается максимально качественной – каждый делает то, что умеет  делать хорошо. Разработчик обеспечивает широкий функционал, партнер-хостер предоставляет техническую площадку и обеспечивает ее обслуживание (поддержка, резервное копирование и т.п.)

Кроме того, в партнерской схеме одну и ту же услугу будут предоставлять несколько разных провайдеров. И у клиента всегда будет возможность выбора наиболее привлекательного для него поставщика.

Один  из краеугольных вопросов внедрения  ИТ-инноваций – это вопрос информационной безопасности технологии. Каким образом  он решается в SaaS: бэкапы (резервное копирование), защита данных, шифрование?

Конечно же, будут  использоваться все средства, о которых  мы уже говорили ранее. И бэкапы, и шифрование, и все остальные  инструменты, которые позволят обеспечить сохранность и безопасность пользовательских данных.

Ваша  компания – разработчик ПО, в  том числе SaaS-решений. В чем для хостинг-провайдеров заключаются преимущества сотрудничества с вами? Почему это интересно вам? В чем выгода для конечных пользователей услуги, то есть клиентов?

Партнерство с хостерами организовано у нас по принципу разделения прибыли (Revenue Share). 2/3 стоимости услуги получает хостер, 1/3 – мы. Так что, в первую очередь, для хостеров партнерство с нами просто выгодно.

Большинство хостеров конкурируют друг с другом, так  или иначе снижая стоимость своих услуг, делая это или в явном виде, или с помощью акций и скидок. Бесконечно долго использовать этот способ не получится.

Мы даем возможность  хостерам предлагать своим клиентам (не только новым, но и существующей клиентской базе) более дорогие услуги. Не просто технологический набор ресурсов (диск, процессор, память и т.д.), а интеллектуальную составляющую. Клиент имеет возможность получить не техническую услугу, а законченное бизнес-решение.

Основная выгода конечных пользователей в том, что они получают очень качественный продукт. Мы оказываем поддержку по самой системе (в данном случае речь идет о «Корпоративном портале», в аренду мы пока предлагаем только его), хостер обеспечивает функционирование технической площадки.

И при этом запуск полнофункциональной интранет-системы осуществляется в самые короткие сроки.

Немалым преимуществом  зачастую оказывается возможность покупки разных услуг у одного хостинг-провайдера. Компаниям проще и удобнее покупать разные услуги (например, хостинг, почтовые сервисы, доступ в интернет) у одного провайдера, а не у нескольких. Если этот же провайдер предоставляет и аренду программного обеспечения – это удобно для клиента.

Наш интерес –  в развитии SaaS-направления. Мы считаем его очень важным. Выпуск арендной редакции «1С-Битрикс: Корпоративный портал» -– лишь первый шаг. Мы планируем предоставлять по арендной модели клиентам и другие наши продукты.

Предлагая клиентам обе модели – и стандартную, и арендную – мы расширяем аудиторию, с которой можем работать. Если говорить об интранет-системах, то сегодня наша стратегическая задача – запустить каждый второй интранет-ресурс на «1С-Битрикс: Корпоративный портал». Эта цель абсолютно реальна, если уделять максимальное внимание сегменту малого и среднего бизнеса. Именно такие компании в будущем будут основными потребителями SaaS-услуг.

Согласны  ли Вы, что в России есть SaaS-менталитет. Что это такое? В чем отличие российского подхода к SaaS от взглядов Запада, в чем «тонкие» места и пр.

Скорее не согласен. В России отношение к SaaS только формируется. Зачастую есть путаница в понятиях, при этом не только у потенциальных клиентов, но и у разработчиков, хостеров, СМИ.

Идеи SaaS пока для нас не очень понятны, от Запада мы отстаем (как по спросу, так и по предложениям) на несколько лет.

И поэтому наша цель – сформировать четкое и понятное представление об арендной модели, обозначить ее преимущества, рассказать клиентам, когда она применима, а когда – нет, сформировать рынок.

  • Дата публикации: 27 сентября 2010 г. 17:23:00 MSD
  • Поделиться материалом:
  • Опубликовать ссылку на статью в Вконтакте
  • Опубликовать ссылку на публикацию в FaceBook
  • Опубликовать ссылку на публикацию в Twitter
  • Записать в LiveJournal

Комментарии (0)

Нет комментариев


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn