Александр Демидов: О SaaS и государстве

  • Как думаете, заинтересовано ли государство в развитии SaaS в нашей стране?
  • Будут ли востребованы самим государством сервисы, предлагаемые по модели SaaS? 
  • Готово ли государство поддержать инновационный рынок  SaaS-услуг? И если да, то каким образом?

На первый взгляд может показаться, что эти вопросы не стоит акцентировать сугубо на SaaS. Все затронутые темы можно спроецировать на весь рынок ИТ в целом и рассматривать их лишь как часть общей инновационной стратегии государства. Однако, как мне кажется, рынок SaaS обладает своей спецификой. Как с точки зрения потребителя услуг, так и со стороны поставщика и разработчика.

Ключ к пониманию специфики SaaS кроется в самом определении Software as a Service. Чем является любой SaaS-проект? Софтом? Или услугой?
 
Четкого определения ни в одном законе или подзаконном акте нет и, думаю, в ближайшее время не будет. Хотя ввод понятия SaaS в нормативную базу с четкими критериями был бы крайне значимым «знаковым» событием. Почему?

Уже сейчас государство делает серьезные шаги навстречу ИТ-бизнесу, работающему в сфере разработки и продажи ПО. Например, с 1 января 2008 года на основании закона 195-ФЗ от 19.07.2007 отменен НДС при продаже лицензий на программное обеспечение.

Еще более значимым можно считать, уже принятый Госдумой во втором и третьем чтениях законопроект о введении льготной 14-процентной ставки страховых платежей во внебюджетные фонды для IT-компаний (текущая ставка – 26%, с 1 января 2011 года она повышается до 34%).

Да, пока этот законопроект накладывает ряд серьезных ограничений на тех, к кому он потенциально мог бы быть применим (персонал компании – не менее 50 человек, доходы от продажи ПО – не менее 90% всех доходов компании, наличие государственной аккредитации при Минкомсвязи; при этом очень хочется верить, что такие почти заградительные условия – временная мера, и направлена она лишь на борьбу с возможными злоупотреблениями и коррупцией).

Если бы SaaS однозначно интерпретировался как ПО, все налоговые льготы относились бы и к нему. В таких условиях было бы проще подняться многим стартапам. Ну, а в перспективе свое дело сделал бы «естественный отбор» - выжили бы сильнейшие проекты, с наиболее интересным функционалом и наиболее жизнеспособной бизнес-моделью. И чем богаче выбор – тем лучше условия для отбора.

Самым серьезным стимулом роста рынка SaaS является рост спроса на подобные услуги. Один из немаловажных факторов, сдерживающих этот рост, - сугубо технический: использование SaaS сервиса подразумевает высокоскоростной и стабильный доступ в Интернет. И если в Москве и некоторых других крупных городах с этим нет глобальных проблем, то с регионами все намного сложнее. Интернет зачастую не слишком быстр и стабилен, и при этом – дорог.

Хорошим примером для нас могла бы служить Финляндия. Это первая страна, в которой на уровне Конституции за гражданами закреплено право на скоростной широкополосный доступ в Интернет.

Понятно, что одних лишь слов на бумаге мало. Для реализации этого права должна существовать вся инфраструктура, должна быть обеспечена добросовестная конкуренция между локальными провайдерами. Есть к чему стремиться...

Говоря о клиентах SaaS услуг, стоит сразу же вспомнить о том, что государство – один из самых основных потребителей ИТ-услуг в целом. И SaaS не должен быть исключением. Существует огромное количество различных областей деятельности, в которых SaaS-сервисы за счет своих основных преимуществ – простоты и низкой стоимости готового решения – могли бы, во-первых, сэкономить средства бюджета, а во-вторых, организовать полноценную работу в информационном пространстве в условиях отсутствия ИТ-инфраструктуры и технических специалистов.

Руководители самого разного масштаба в России очень часто говорят об инновациях. Законодательная поддержка SaaS, потребление таких сервисов самим государством – хороший реальный шаг в инновационном направлении, который может существенно помочь формированию рынка SaaS в России.

Вопрос к читалелям: А что по-вашему еще нужно для развития рынка SaaS-услуг в нашей стране?
 

  • Дата публикации: 22 октября 2010 г. 18:17:00 MSD
  • Поделиться материалом:
  • Опубликовать ссылку на статью в Вконтакте
  • Опубликовать ссылку на публикацию в FaceBook
  • Опубликовать ссылку на публикацию в Twitter
  • Записать в LiveJournal

Комментарии (7)

  • ahaidukov
  • 1 ноября 2010 г. 23:43:12 MSK

Ни для кого уже не секрет, что одно из основных преимуществ модели "софт как услуга" - это финансовая экономия. К сожалению, у нас в стране, экономят не очень охотно, особенно в гос. структурах. Там бюджеты "осваивают". И все кто с ИТ-бизнесом "на ты" знают как это делается :)

Мне кажется, что даже при большом желании/стремлении, переходить к SaaS гос. структурах будут очень и очень тяжело. Всегда найдется какая-то причина для того, что бы вместо аренды, "освоить" бюджет купив пару десятков серверов и множество лицензий на софт. Одна из таких причин опасность утечки конфиденциальной информации. И с этим не поспоришь. Отсюда вопрос:

Как "заставить" заказчика доверять провайдеру услуг?

  • Сергей Мехоношин, SolverMate
  • 2 ноября 2010 г. 15:05:33 MSK

SaaS – это одна из моделей продажи программного обеспечения. Поэтому усилия государства, в первую очередь, должны быть направлены на поддержку российских производителей ПО в целом. Эта поддержка должна заключаться в льготном налогообложении и, возможно, "налоговых каникулах" для стартапов. Это позволит нам, российским разработчикам ПО, больше средств вкладывать в развитие продуктов и освоение новых рынков сбыта и быть более конкурентноспособными.

Скачка за счет перехода государственных институтов на SaaS-модель потребления программного обеспечения не будет. Это показывают высокоразвитые рынки. Основным локомотивом для этого является малый и средний бизнес. Но пока нашей стране уровень ИТ-знаний в этом секторе очень низкий и поэтому рынок развивается очень медленно, по мере образования. И даже уровень проникновения широкополосного доступа здесь не является сдерживающим фактором. Многие производители ПО, предоставляющие свои продукты по модели SaaS, занимаются постоянным просвещением своих потенциальных покупателей, чтобы в перспективе получить дивиденды с этого перспективного рынка.

  • Владимир Стрельников, Parking.ru
  • 2 ноября 2010 г. 15:09:07 MSK

Готов подписаться под комментарием коллеги из "1С -Битрикс" Александра Демидова. Он точно отметил, что государство само по себе является ключевым потребителем ИТ-услуг в России. Но готово ли оно стать активным потребителем SaaS-услуг? И да, и нет. С одной стороны, государство де-факто использует SaaS-услуги уже сейчас. Ни для кого не секрет, что в силу разных причин, особенно в регионах, значительное число чиновников использует сервисы публичной электронной почты (mail.ru, mail.yandex.ru) в своей повседневной работе. Также как и многие публичные веб-сайты органов власти размещены у российских хостинг-провайдеров.

Какие еще сервисы государство могло бы потреблять в режиме SaaS? Очевидно, это инструменты, обеспечивающие связь с гражданами в интернете. Это могли бы быть приложения типа "helpdesk" для автоматизации приема и обработки обращений граждан, класса "CRM" - для предоставления госуслуг в интернете, средства групповой работы - для ускорения документооборота и обмена знаниями между сотрудниками разных государственных учреждений. То есть все инструменты, которые используются для решения задач информационной открытости и прозрачности могут естественным образом потребляться государством "в облаке". Также мы ждем возникновения спроса на "облачные" решения со стороны муниципальных образований, которые не имеют таких внушительных бюджетов на ИТ, как федеральные органы, и ищут оптимальные с точки зрения цена/качества решения.

Где не следует ждать перехода государства в облако? Пожалуй, там, где обрабатывается конфиденциальная информация, не говоря уже о государственной тайне. Возможно, и этот класс государственных информационных систем рано или поздно выиграет от развития облачных технологий, но это будут не "публичные облака", а "внутренние облака", то есть системы, построенные технологически по тем же принципам, но доступные лишь определенному кругу пользователей, реализующие все требуемые уровни защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечения целостности и сохранности данных.

  • Александр Демидов
  • 2 ноября 2010 г. 17:34:57 MSK

ahaidukov, Владимир Стрельников: совершенно очевидно, что одно из основных ограничений использования SaaS - вопросы безопасности и сохранности данных.

Хорошее решение - государство может стать не только потребителем, но и провайдером услуг. Например, организовав единую платформу для гос. сайтов. Общую почтовую систему. И т.д.

О доверии SaaS провайдерам в целом я писал не так давно у себя блоге: http://www.1c-bitrix.ru/blog/demidov/2144.php

* * *

Сергей Мехоношин: "малый и средний бизнес - локомотивы рынка" - очень распространенное мнение. Но оно несколько однобоко. Очень многие как мантру повторяют: "SMB, SMB..." - весьма преувеличивая значение этого сегмента.

Например, SalesForce имеет основную долю доходов от Enterprise сегмента (к которому смело можно относить и государство), а не от SMB.

  • Сергей Мехоношин, SolverMate
  • 2 ноября 2010 г. 19:29:31 MSK

Александр, SalesForce пионер SaaS, но они просто переводят уже известных клиентов на новую модель покупки, т.е. просто перераспределяют долю уже существующего рынка ПО в сторону SaaS. По нашим расчетам, крупные и очень крупные клиенты переходя на SaaS не получают особо значимой экономии в деньгах, только в управлении.

В тоже время такие продукты для SMB, как Basecamp, MailChimp, Freshbooks и другие увеличивают рынок сбыта, за счет привлечения новых клиентов (кто раньше вообще не мог использовать подобные системы) предлагая им оптимальные решения за приемлемые деньги. Поэтому я их рассматриваю как локомотив развития в частности SaaS рынка и рынка ПО в целом.

  • Sergei Erjemin
  • 9 ноября 2010 г. 17:29:50 MSK

Государство, как и любая большая корпорация, может как добиться выгод от обладания собственной IaaS так и нести убытки. В России периодически поднимается вопросы создания собственной операционной системы для нужд государства, поисковой системы гос-назначения и прочее. Собственно ничто не мешает ему построить «государственное облако» и разработать SaaS-сервисы для собственных нужд. Только будет ли это эффективно?

Несмотря на то что ИТ входит в свою инфраструктурную фазу изменения в ней будут происходить гораздо быстрее чем в других отраслях. Даже если построить облачную инфраструктуру и SaaS решения масштаба государства, то можно ли будет вносить в нее изменения достаточно оперативно? Мне видится целесообразным, если решения уровня министерств (не важно «облачные» они или какие другие) которые будут заказываться у представителей ИТ-бизнеса (ведь само государство не умеет разрабатывать софты) имели возможность подстыковки вешних решений от сторонних решений. Что-то вроде интерфейса для подключения приложений, API, протокол обмена информацией с государством.... Так, например, работают ИТ-системы фондового рынка. Никого не интересуют, как устроены торговые системы биржи, при этом любой может разработать терминалы для участников торгов для участников рынка.

  • ДмитрийК
  • 9 декабря 2010 г. 12:17:28 MSK

Особенно мне нравится ФЗ о персональных данных.

Например, у меня развернут хост, на нем 100 клиентов. Один из них вдруг начал забивать номера паспортов. И в один прекрасный день ко мне придет проверка и заставит выключить всех 100 клиентов.

ФЗ о персональных данных вместе с документами ФСТЭК - бред сумасшедшего.


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn


 
← Еще из раздела →
«колонка эксперта»