Виталий Чапурин: Особенности национального SaaS в России

Основные  проблемы  SaaS в России

Виталий Чапурин, генеральный директор компании “Креативные бизнес-технологии.Что обычно говорят, когда  приходят продавать  SaaS? Что это инструмент, выгодный, надежный и удобный, позволяющий эффективно работать. Почему при всех очевидных выгодах SaaS не всегда продается, как горячие пирожки? Мой 15-летний опыт работы в качестве директора по ИТ и оргразвитию, и опыт директора компании, предлагающей SaaS решения, позволяет сформулировать основные камни преткновения в понимании выгод SaaS.

Бизнес не понимает, как это работает  и какие выгоды  дает. Сложно объяснить первому лицу компании, глубоко погруженному в бизнес, чем будет отличаться его жизнь с SaaS до жизни без SaaS. И с точки зрения очевидных вещей, которые обычно олицетворяют ИТ, ничего не произойдет – не станет больше компьютеров, программ, специалистов или чего-то еще.  Те, кто пользовался SaaS, понимают, что жизнь, прежде всего, станет качественно иной. На мой взгляд, главное, что дает SaaS бизнесу – возможность заниматься бизнесом, а не его обеспечением. Безусловно, нельзя скидывать со счетов и российский менталитет, когда проще все сделать самому, а не доверить профессионалу.

Крупные компании  считают, что это  технология для  мелких компаний, а мелкие уверены,  что им это еще  рано. Для крупных компаний ключевое - цена вопроса. Бизнесменам кажется, что затрат на обеспечение как бы и нет, а внедрение SaaS неминуемо потребует ежемесячной строки бюджета.  Средний и малый бизнес полагают, что их размер и масштаб не столь велики, чтобы много времени, сил и денег уходило на поддержку деятельности, а вот когда они станут большими (при этом «большой» никак не выражен в количественных или иных показателях), тогда может быть и придет время об этом подумать. Но время не приходит – по мере роста бизнеса его,  времени, всегда не хватает. И снова включается российский менталитет – ведь все же и так работает. SaaS сложно потрогать руками, а бизнес, независимо от его размера, – рационален.

Безопасность данных: где они находятся  и кто ими пользуется? Понятно, что мы привыкли хранить все самое ценное у себя, потому что у нас ничего не может случиться - не может быть внутренних инсайдеров, ежедневно искушаемых доступом к важной для компании информации и не имеющих никакой юридической ответственности за сохранность данных; в серверной, где хранится мозг и память компании, не может случиться пожара, наводнения, которые могут парализовать работу бизнеса на месяцы. Конечно же, во вне все эти риски в разы выше. Кто-то обязательно придет, все украдет и будет использовать во вред.

Внутренняя ИТ-среда:  «А мы против»! Созданные информационные системы дают огромное преимущество – они уже созданы и существуют, и все, что нужно делать, - это поддерживать их работоспособность. Безусловно, это преимущество для ИТ-персонала, но вряд ли для бизнеса. Развитие требует новых возможностей, в том числе в части появляющихся новых программных продуктов, которые для ИТ-персонала сродни дремучему лесу. Главный вопрос – как это будет совмещаться  с существующей в компании системой, сколько времени займет и будет ли совместно работать эффективно, а все непонятное рождает отказ.

Как поставить  SaaS на службу бизнесу

Мы перечислили  самые распространенные сложности  SaaS, важный вопрос – что с этим делать и есть ли SaaS-продукты, нивелирующие вышеперечисленные камни преткновения.

Гибкость: у клиента должен быть выбор, SaaS или не SaaS. На опыте нашей компании могу сказать, что начиная предлагать SaaS-решение как выгодный, эффективный и надежный инструмент, мы сломали множество копий, пока не создали такое решение, которое безболезненно принимается клиентами. Общеизвестно, что преимущество SaaS – возможность сразу начать работать, но это и создает сложности, ведь потом сложно будет от этого отказаться. Наше SaaS-решение, а сейчас  я говорю об Электронном офисе Креативных бизнес-технологий, - это по сути гибридный SaaS. Давая возможность клиенту пройти тест-драйв, используя ПО в ежедневной работе всего коллектива компании в течение тестового периода, далее Электронный офис может быть установлен либо у клиента, либо может использоваться как услуга. Немногие решения могут похвастаться такой вариативностью.

Нужно показывать, как это  работает. Принятие решения об установке нового программного продукта тормозит еще и тот факт, что наличие программы не означает знаний о том, как ее использовать. Когда наши клиенты начинают пользоваться Электронным офисом, мы не только проводим первичное обучение, но и осуществляем постоянную поддержку пользователей, и этот пункт является обязательным в договоре обслуживания, независимо от того, выбирает клиент SaaS или не SaaS.

Индивидуальная  настройка типового продукта под потребности  клиента. Почему многие предпочитают пользоваться тем, что создано внутри? Потому что созданное внутри ориентировано на задачи конкретной компании, и не факт, что промышленная разработка, какой бы эффективной она ни была, будет отвечать требованиям именно этой компании. Если вы хотя бы однажды шили костюм на заказ, вряд ли вы сможете просто в следующий раз купить его в магазине. Также и SaaS-решение – производитель должен закладывать в него возможность учесть специфику клиента. Многие нашли выход в множестве настроек, которые пользователь может выбрать под себя, создав собственный интерфейс, однако это тупик, ведь клиенты – не программисты, им нужно дать готовое для них решение.

Эффективная совместимость: использование  распространенных информационных технологий. Никому не нужен невиданный и непознанный тамагоче, с которым непонятно, как работать, поэтому мы используем платформу Sharepoint, которая является совместимой с информационными системами большинства компаний, так как они базируются на технологиях Microsoft. Это дает возможность нашим программистам общаться на одном языке с ИТ-специалистами компании-клиента и делает процесс интеграции Электронного офиса понятным независимо от того, приобретается он как SaaS-решение или нет.

Гарантия  производителя. Опять же к вопросу о технологии. Почему мы сделали Электронный офис на Sharepoint? Ответ прост – потому что эта технология прошла сертификацию и соответствует ГОСТам. В свете небезызвестного всем ФЗ-152 «О защите персональных данных» и недавно принятого ГОСТа по электронному документообороту, сертификация является не только необходимым, но и обязательным условием для многих предприятий.

В  завершение, приведу такой факт. По данным американских социологов, уже сейчас 42% работающих людей  проводят в офисе только половину  рабочего дня, более 10 % людей  в России не работают в офисе  постоянно – весь мир движется  к удаленной работе и мобильности.  Безусловнно, что скорость этого движения должна быть иной, и увеличить ее – одна из ключевых задач тех, кто собрался сегодня в этом зале. Разрабатывая Электронный офис, мы на самом деле хотели одного - подарить людям время. Чтобы это стало также очевидно и для наших клиентов, мы не устаем рассказывать им, как можно лучше.

  • Дата публикации: 25 мая 2011 г. 12:35:47 MSK
  • Поделиться материалом:
  • Опубликовать ссылку на статью в Вконтакте
  • Опубликовать ссылку на публикацию в FaceBook
  • Опубликовать ссылку на публикацию в Twitter
  • Записать в LiveJournal

Комментарии (0)

Нет комментариев


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn