Убывающие доходы Amazon ставят под угрозу капитализацию компании

Amazon
Amazon.comЕсли рассмотреть повнимательнее взаимоотношения ИТ-компаний и финансового мира, представляемого зачастую биржей, на которой котируются акции компании, то взгляду предстает крайне неблаговидная картина. Компании и экономисты явно тянут одеяло в разные стороны – биржа оценивает только сиюминутное состояние финансовых дел, которое может быть весьма неприглядным вследствие крупных вложений в будущее – разработки, маркетинг, вычислительные мощности. Из-за этого реальные экономические показатели многих знаменитых компаний – вчерашних стартапов не впечатляют, но такие вложения необходимы, так как это вложения в будущее компании, в непрекращающуюся технологическую гонку с конкурентами. Напротив, компания может показывать отличные сиюминутные показатели, при этом отставая от конкурентов по всем статьям.

Такое неадекватное представление приводит иногда к ситуации когда акционеры компании назначают руководителем человека, далекого от мира ИТ, лишь бы выжать из компании долгожданные прибыли. Именно такое в свое время случилось с HP, что привело к чехарде с руководством на высшем уровне, крупным убыткам и отсутствию корпоративной стратегии. Именно от такой судьбы спасал свое детище – компанию Dell – сам ее основатель, Майкл Делл. Ему пришлось выкупить Dell Computer и перевести ее из акционерного обратно в частное предприятие, чтобы принимать решения самостоятельно, без оглядки на чье-то еще мнение.

К чему мы это? А к тому, что из любого правила бывают исключения.

Google биржевые воротилы наказывают за недостаточный рост прибыли (хотя эти самые прибыли растут уже который год подряд), любимица публики Tesla не впечатляет финансистов, которые насчитали у нее убытки в $50 млн за первый квартал 2014 года, Amazon… а вот с Amazon все интересно.

Несмотря на то, что это компания далеко не молодая, особенно по ИТ-меркам (основана в 1994 году, то есть за 4 года до Google), ее финансовая стратегия, похоже, продолжает основываться на принципах стартапов – рост любой ценой. Так, в первом квартале 2014 года валовые доходы Amazon выросли на 23%. До сих пор показатели такого порядка поддерживали цены на акции интернет-гиганта на высоком уровне. В прошлом году цена на одну акцию Amazon составляла $408 – сравните это с ценами на акции, скажем, Microsoft, которые болтаются в районе $30-40, и это при том, что Microsoft стабильно получает прибыль. Один из основных показателей, которые используются для оценки акций – показатель отношения цены акции к прибылям для Amazon одно время превышал 3000 – при том, что средняя по рынку цифра составляет 18! Даже другие хай-тек компании, у которых такие показатели традиционно высоки, показывают результаты в районе 100-200, но Amazon всегда был в своем собственном весе.

Чем больше становился Amazon, чем больше были доходы компании, тем больше ужимались прибыли, но, казалось, инвесторы не обращали на такие мелочи никакого внимания. Скептиков, предрекавших Amazon падение с олимпа технологической элиты США высмеивали, ведь те кто вложился в акции интернет-гиганта, каких-то 5 лет назал, богатели, а те, кто сомневался – теряли деньги. Капитализация Amazon продолжала расти наперекор всему 8 лет подряд. За это время акции компании подорожали с $60 до более чем $400. Но, похоже что «праздник невиданной щедрости» подходит к концу.

Amazon несет особый статус даже для интернет-экономики – компания претендует на лавры заменителя гиганта ритейла Walmart. Который, в свою очередь, своего рода «священная корова» инвесторов – это одна из самых успешных компаний всех времен. Любой, кто в 1970-х вложил хотя бы $1000 в акции Walmart, сейчас уже миллионер. Рост прибылей Walmart объясняется международным проникновением и ростом влияния компании, и в этом смысле Amazon идет по его стопам, непрерывно расширяя сферу влияния и вкладывая прибыли в новые разработки. Но – большая разница – если маржа деятельности Walmart составляет 5.6%, то у Amazon она всего 0.7% и постоянно уменьшается. Walmart получала прибыль, начиная с первых лет функционирования, а вот Amazon никак не может выйти на доходность. Amazon удалось собрать вокруг себя группу «инвесторов-евангелистов», которые считали что главным показателем, на который следует ориентироваться, является рост доходов. Но и здесь начинают сгущаться тучи. За последние полтора года рост доходов стал быстро замедляться. Два года назад он составлял 40%, сейчас это всего 20%. Такие же показатели демонстрирует, скажем, eBay, а его акции гораздо дешевле (в районе $50 за штуку).

Несмотря на очередное увеличение валовых доходов, прибыли Amazon продолжают падать уже второй квартал подряд, и похоже что в ближайшем будущем ситуация будет становиться только хуже – прогноз на следующий квартал предвещает возможность убытков до $455 млн. Рынок отреагировал на это сообщение падением курса акций почти на 10% – сейчас акции Amazon стоят чуть меньше $300. Это уже не первое падение – до этого акции провалились на 11% в конце января, когда оказалось что результаты четвертого квартала были хуже, чем прогнозировалось.

Впрочем, несмотря на подешевение, акции Amazon все равно остаются сильно переоцененными – соотношение цена/прибыль для них все равно превышает 500. Но, дно еще далеко, а падать высоко. И, возможно, «коррекция стоимости» ожидает не только Amazon, но и многие другие интернет-компании. Некоторые аналитики называют ситуацию в ИТ-индустрии сейчас «пузырь доткомов 2.0». Очень много компаний – Twitter, Netflix, Tesla – вышли на IPO, капитализировавшись за счет ожиданий, популярности, громкого имени и, в некоторых случаях, харизмы их основателей, а реальные финансовые показатели были задвинуты в дальний угол. Но большинство упомянутых компаний относительно молоды, и кредит доверия, выданный им биржей, еще не вышел. Amazon же уже вошел в зрелый возраст.

До сих пор аналитики опасались делать негативные прогнозы, так как ранее такие прогнозы раз за разом оказывались ошибочными, а критики политики, проводимой Джеффом Безосом (которого, наряду с Элоном Маском, основателем SpaceX и Tesla, пророчат звание «Джобса 2.0»), оказывались в проигрыше. Так как оценка акций зачастую считается суррогатом будущих прибылей компании, то биржевая аналитика тоже привязывается к этой оценке. Логично, что эти оценки клиенты хотят видеть как можно более высокими.

История Amazon является показательной для взаимоотношений ИТ-бизнеса и биржи вообще. Быстро растущие ИТ-компании демонстрируют финансовые показатели, которые совершенно не характерны для других секторов экономики, занятых в производстве реальных продуктов. Из-за этого в них вкладывается много «легких денег», на которых ИТ стремительно растет, но при этом капитализация зачастую имеет весьма слабую связь с реальностью. Кое-кто считает, что это может привести к второму краху доткомов, который похоронит под собой даже некоторые крупные компании, которые не смогут выйти на прибыльность «за свои кровные».

В то же время, до сих пор, Amazon удавалось раз за разом предвосхищать ожидания. Компания вторгается во все новые сферы деятельности, и притом очень конкурентные – производство смартфонов, доставка товаров и др.

Но такими же конкурентным были рынок электронных книг, и рынок облачных услуг. Amazon фактически монополизировала первый и имеет очень сильные позиции на втором. В перспективе же, утверждают аналитики, Amazon куда больше места для роста чем у Google, который в основном ограничен рамками цифрового пространства. Ведь Amazon покушается занять место ритейл-сетей по всему миру, и работы для него еще непаханный край, ведь пока что, доля продаж Amazon в рознице по всему миру составляет всего 2%. А значит, у него еще много пространства для роста.

via The New York Times

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn