Новые модели облачных сервисов: DaaS, HaaS & DRaaS

Cloud Computing
Ни для кого не секрет, что сейчас облачный рынок растет как на дрожжах. С приходом в облачное направление крупных компаний и инвесторов спектр ценовых предложений стал практически полным, охватывая весь рынок от нужд частных пользователей до корпоративных решений.

Недавнее исследование, проведенное Gartner, показывает такие цифры роста рынка частных облачных сервисов как 28% в год (на фоне почти повсеместного спада в других отраслях), а затраты на частные облака, уже сейчас в три раза превышают таковые на публичные облачные системы. Прогнозируется, что суммарные затраты на такие проекты к 2016 году достигнут $216 млрд. Это на западе, в России все намного скромнее :)

Сейчас идет активное насыщение и в некотором роде даже перенасыщение рынка. Базовые услуги типа синхронизации файлов сейчас присутствуют практически у всех представленных на рынке решений и конкуренция ведется в основном ценовыми методами. Это не плохо – снижение цен привлечет на рынок больше пользователей, а обостряющаяся конкуренция вынуждает искать новые, более эффективные ценовые политики. Но на таком рынке очень сложно существовать независимым компаниям – фактически, их единственной надеждой на выживание (если это можно так назвать) становится поглощение более крупной компанией. Приходится искать новые ниши и открывать новые возможности.

В основном этот процесс идет по двум направлениям – инновации в области менеджмента и специализация. В последние годы в фокусе находились основные модели сервисов, которые завоевывали место на рынке – SaaS, PaaS and IaaS. Но теперь, когда основные модели закрепились на рынке, в сознании пользователей, на передовую выходят новые, более специализированные разработки.

Что касается менеджмента, то разработки в этом направлении в основном представлены решениями, которые делают облачные технологии ближе конечному пользователю. Например порталы самообслуживания, которые сейчас предоставили сервисам ИТ-поддержки и пользователям, максимально удобный способ запроса и получения услуг.

Специализация происходит естественно. По мере того как основные модели занимают свое место на рынке, между ними образовываются лакуны, которые должны заполнить другие сервисы. Или же, открытие новой бизнес-модели, которая пользуется популярностью, формирует новый вид услуг. Пока что, я вижу такие новые модели услуг, которые могут получить распространение на рынке в 2013 году: Desktop-as-a-Service (Десктоп как услуга, DaaS), Hardware-as-a-Service (Разворачивание аппаратных решений как услуга, HaaS) и DisasterRecovery-as-a-Service (Аварийное восстановление как услуга, DRaaS).

DaaS: развертывание десктопных решений


Как бы маркетологи не носились с планшетами, факт остается фактом: настольные компьютеры остаются основным рабочим инструментом в большинстве компаний и в ближайшее время эта ситуация не изменится – слишком многое на них опирается. Однако управление парком компьютеров может быть непростой задачей – трудо- и капиталоемкой, занимающей много времени. Инвестиции в парк настольных компьютеров значительны, поддержка их функционирования также занимает немало средств, а уж о трудностях, связанных с переводом всего этого парка и связанного ПО на новую версию ОС многие знают не понаслышке – только совсем недавно многие завершили полный переход на Windows 7, и энтузиазм Microsoft по поводу роли Windows 8 в корпоративном секторе им непонятен.

К этой проблеме существуют два подхода. Первый – вынесение операций по обслуживанию и развертыванию парка компьютеров на стороннюю организацию (нередко она же предоставляет и сами компьютеры). Второй – переход на архитектуру виртуальных рабочих мест – что позволит быстро и эффективно развертывать рабочее пространство на основе практически любых аппаратных решений. Сейчас интерес к таким решениям максимален – консьюмеризация ИТ, политика BYOD, активно внедряемая во многих компаниях, увеличение числа работников, работающих удаленно подталкивают организации в внедрению более эффективных решений по организации рабочих мест. Оба подхода имеют достоинства и недостатки.

Первый упрощает выполнение тех же операций, которые всегда выполнялись ИТ-отделами самих организаций, перенося их на стороннего поставщика. Это же позволяет уменьшить единоразовые затраты на создание инфраструктуры, «разнося» затраты на продолжительный период времени.

Второй – более прогрессивный, так как подразумевает полный переход на облачное обслуживание, что радикально уменьшает проблемы с обслуживанием самих десктопов. Но такой вариант требует предварительных вложений в облачную инфраструктуру, и, конечно же, пересмотра корпоративной философии, опирающейся на десктоп, предоставляемый компанией, как основной рабочий инструмент.

И тот и другой подходы имеют право на жизнь, но воплощаться скорее всего будут в разных компаниях. Первый подход скорее подходит крупным компаниям с уже существующей и устоявшейся инфраструктурой, второй – молодым, только начинающим свой путь, и как следствие – еще не успевших обзавестись багажом «наследственного» оборудования и ПО.

HaaS: аппаратные серверные решения в облаке


HaaS – предоставление аппаратной серверной инфраструктуры из облака — на удивление недооцененный вид сервиса, в отличие от предоставления виртуальных машин. А ведь возможности виртуальных машин хоть и расширились за последние годы, но по чистой эффективности они по-прежнему уступают специализированному ПО, работающему на специализированном аппаратном обеспечении.

Я имею в виду такие приложения как, например, СУБД Oracle, ПО собственного производства, приложения с очень высокой нагрузкой, приложения, крайне чувствительные к задержкам (например, ПО роботов – биржевых трейдеров).

Виртуализации уделялось много внимания во-первых потому что это более универсальное решение, которое больше подходит большинству клиентов, а во-вторых, потому что развертывание аппаратных решений всегда более сложная задача чем программных. Но спрос остается, хотя и нишевой, но эти ниши состоят как правило из чрезвычайно платежеспособных клиентов.

Доля виртуализации на рынке продолжает увеличиваться (сейчас она составляет 40-50%, в будущем приблизится к 60-70%), но значительная прослойка приложений продолжает разрабатываться и запускаться исключительно на аппаратных платформах. Игнорировать этот сектор – неразумно, он таит в себе значительные выгоды, как и возможности для дальнейшего расширения охвата облачными технологиями рынка.

DRaaS: услуги по восстановлению инфраструктуры после сбоев


Если предыдущие виды сервисов были порождены ситуацией на рынке, то этот, в значительной степени, распространением самих облачных сервисов. Хотя и не только. Услуги такого рода могут понадобиться любой компании, хотя никто и не знает когда.

На протяжении предыдущих лет затраты на обслуживание ИТ-инфраструктуры неуклонно снижались и это считалось нормой. Это выразилось в стареющем оборудовании, меньшем количестве обслуживающего персонала, экономии на мелочах. Роль ИТ в жизни компаний и простых людей в то же время все возрастала и это тоже считалось нормой. Результатом стала зависимость многих воспринимающихся как неотъемлемая часть жизни услуг (например, сотовой связи) от интернета. Теперь эти два фактора встретились на узкой дорожке и компаниям стоит всерьез озаботиться планированием восстановления своей инфраструктуры после катастрофических сбоев.

Сбои вполне возможны как по причинам техническим – такие регулярно выводят из строя серверы Amazon S3, так и природным – цунами в Японии и ураган «Сэнди» продемонстрировали насколько хрупки созданные нами структуры.

Услуги такого рода могут понадобиться как компаниям с собственной ИТ-инфраструктурой, так и поставщикам услуг. Надежность их должна значительно вырасти, учитывая что все большее количество бизнес-операций напрямую зависит от бесперебойного функционирования их инфраструктуры. А пока что, количество отказов только увеличивается и провайдеры продолжают уверять, что это норма жизни и неизбежный риск. Если это риск, то к нему нужно готовиться, не так ли?

Следующая фаза роста и проникновения облачных решений в массы будет связана именно со специализированными сервисами. Они помогут улучшить качество обслуживания существующих облачных ресурсов, повысить их эффективность и автоматизацию, что должно придать больше уверенности компаниям, которые все еще колеблются, размещать ли критичные для бизнеса процессы в облаке или нет.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn