Xbox One, облачный гейминг и место консолей в доме будущего

Cloud Gaming
Xbox One Cloud poweredОблачные возможности новой консоли Microsoft (Xbox One, как в итоге ее назвали) обсуждались на удивление мало для устройства, которое, по слухам, не могло работать без интернет-подключения. Для этого должны были быть достаточно веские причины, помимо борьбы с пиратством, и (что, похоже, для игровых компаний, еще существеннее) борьбы с продажей б/у игр. Новая консоль Microsoft не только и не столько консоль, сколько домашний медиацентр, для которого возможности, предоставляемые облачными сервисами Microsoft могут быть неоценимыми. Например, возможности записи телепередач в облаке. Однако, все же основное предназначение консоли – игры.

Я уже говорил об облачных технологиях и возможностях их взаимодействия с игропромом, но ранее я рассматривал все такое взаимодействие как частный случай пользования подписными сервисами с ПК или мобильных устройств – смартфонов либо планшетов которые и рассматриваются как самый перспективный рынок для облачных игровых сервисов. Xbox One нацелен на другую категорию игроков – так называемую «core-аудиторию», которую интересуют самые новые игры, самая лучшая графика и самый лучший сервис. Эта аудитория платит за игры, цены которых могут составлять до $60, окупая тем самым стоимость консоли, которая представляет собой высокопроизводительный игровой компьютер (сейчас более чем когда-нибудь – так как обе консоли нового поколения будут работать на компьютерной аппаратной базе), который продается по демпинговой цене. Облачные сервисы, связанные с игровым применением консоли – гораздо более интересная тема.

Как заявляет Microsoft, Xbox One поддерживает, с облачной стороны, платформа из 300000 серверов, которые будут помогать локальным машинам, выполняя «не чувствительные к задержке задачи». Что это может быть? Ведь как правило, игры как раз и являются тем типом приложений, для которых задержки в передаче данных имеют большое значение.

Раньше это имело огромное значение для онлайн-игр, где пропускная способность канала зачастую определяла уровень графики и взаимодействия внутри игры, отсекая тех пользователей, у которых был недостаточно широкий канал. Сейчас средние скорости доступа к интернету возросли достаточно, чтобы такие проблемы стали неактуальными, но возникли другие технологии, еще более требовательные.

Впрочем, Xbox One не зависит от облака полностью – игры будут работать и оффлайн. Правильнее будет сказать, что в облако, если к нему есть доступ, передаются некоторые игровые вычисления, которые не критичны для работы игры, но могут добавить атмосферности – интересные, но ресурсоемкие визуальные эффекты, сложные вычисления, ИИ и так далее.

Предоставим слово генеральному менеджеру Redmond Game Studios and Platforms Мэтту Бути: «Можно поделить все вычисления, которые выполняет консоль во время игры, на чувствительные к задержкам и нечувствительные. Например, такие вещи как реакции на анимации, реакция на попадания в шутере или реакция на столкновение в гоночной игры – такие вычисления должна выполняться вовремя для того чтобы игра работала и оставалась синхронизирована с реакцией игрока. Однако в мире игры есть также и элементы, которые не обязательно должны обновляться с каждым кадром, они не взаимодействуют с игроком непрерывно. Для них запаздывание допустимо. Возьмем, скажем, освещение сцены. Реалистичный его расчет может быть весьма ресурсоемким, в частности самый совершенный метод – метод трассировки лучей, до сих пор неприменим нигде кроме как на суперкомпьютерах. Однако освещение как правило является статическим фактором, заранее заданным для всей сцены или даже карты. И «облако» может взять часть нагрузки на себя, рассчитав карту освещения и передав ее консоли уже в готовом виде, на которую будет наложена динамическую карта, рассчитанная локально.

Другой вариант – это операции, который требуют множества предварительных вычислений и могут заранее выполняться в облаке, не внося никаких задержек в процесс игры. К таким операциям относится симуляция жидкости, одежды, физики и так далее. А благодаря тому, что серверные ресурсы, которые выделяются одному клиенту (консоли), значительно больше чем вычислительные мощности самой консоли – в среднем, на один проданный Xbox будут приходиться вычислительные мощности еще трех в облаке – задержку удастся сократить еще сильнее.»

Но, разумеется, все эти возможности будут задействованы только если об этом позаботятся разработчики игр. На предыдущем поколении консолей из доступного железа были выжаты все соки, теперь же возможностей гораздо больше и на то чтобы разобраться с тем, что может новое железо, уйдет некоторое время. Поддержка же облачных функций усложнит задачи разработки еще больше, хотя для мультиплеерных игр она может стать неожиданным подспорьем. А пока не стоит ожидать слишком смелых экспериментов. Все же, Xbox Cloud может быть первым случаем широкомасштабного внедрения, хотя бы отчасти облачной игровой платформы, и в ходе ее эксплуатации обнаружатся слабые места самого подхода. Новые проекты на подходе, и Sony вряд ли останется в стороне (учитывая приобретение Gakai).

Одно устройство чтоб их всех связать


За разговорами о новых играх и новом Kinect, который теперь поставляется в комплекте с каждой приставкой, что должно помочь распространению его функционала в будущих играх, многие обозреватели забывают об еще одном нововведении, которое, тем не менее, может оказаться чрезвычайно важным для будущего самого Xbox, платформы Windows, и в конечном счете – Microsoft.

Новая приставка – один из немногих продуктов Microsoft, который пользуется успехом у экспертов и потребителей, один из немногих оставшихся сильных брендов. Между тем, Microsoft пытается выстроить сильную экосистему продуктов и устройств, единую для домашнего и корпоративного применения, но пока в основном безуспешно. Рынок ПК уменьшается, и продажи Windows 8 не очень-то способствуют его реанимации. Планшеты и смартфоны на Windows 8 / Windows Phone 8 занимают сравнительно небольшую долю рынка, в то время как iOS и Android стремительно уходят в отрыв. Но позиции Xbox пока что сильны.
В Xbox One будут уживаться две ОС: игровая, которая будет собственно запускать игры, и многоцелевая пользовательская, которая будет включать в себя браузер, клиент Skype, и в которую можно будет устанавливать дополнительные сторонние приложения. Она будет основываться на ядре Windows, так что портирование приложений, написанных под Windows 8, должно происходить с минимальными усилиями. Вторая система будет постоянно активна в фоновом режиме, так что игрок может в любой момент поставить игру на паузу и выйти в интернет, или принять звонок по Skype или запустить приложение. Ничего не напоминает? Многофункциональное устройство, медиацентр дома, главное локальное хранилище – да, вы угадали, это наш перманентный «умирающий лебедь» — ПК. Сейчас их роль снижается главным образом потому что они вытесняются из ниш, в которых планшеты действительно удобнее – казуальный браузинг, игры, доступ к интернету на ходу. Но исчезнуть они, конечно же, не исчезнут, более того, здесь кроется большой потенциал для роста, о котором большие компании могут пока и не догадываться.

Грядущий «интернет вещей» будет концентрироваться в хабы – личные зоны, где подключенных устройств много, они подключены к одной сети и принадлежат одному владельцу (нескольким владельцам, которые связаны между собой). В США, такие хабы будут представлены частными домами, в других странах это могут быть квартиры. В каждом таком хабе должно быть устройство – маршрутизатор и «командный пункт», наблюдающее за состоянием всех подчиненных пользовательских устройств, а также встроенной техники (в умном доме это могут быть термостаты, кондиционеры/обогреватели, освещение и так далее). Одновременно это устройство будет располагать высокоскоростным проводным доступом к интернету, и поддерживать все локальные мобильные устройства, например, являясь контент-провайдером для локального стриминга. Оно же будет располагать достаточной вычислительной мощностью для выполнения ресурсоемких задач, которые не под силу мобильным устройствам, например, редактирование и кодирование видео. Это будет многофункциональный вычислительный центр дома.

И опять ПК. Но не обязательно. Консоли следующего поколения созданы на основе унифицированной аппаратной платформы (одной и той же для обоих консолей, кстати говоря), которая фактически является компьютерным SoC производства AMD. Последняя собирается продавать данный SoC Jaguar как производителям консолей так и сборщикам компьютеров. Фактически обе консоли являются ПК, но со специализированными ОС. ПК, которые домашние хозяйства приобретут и так – для игр. Но если консоли можно будет использовать как полноценный домашний ПК, то спрос на них, естественно, вырастет, а на традиционные персоналки упадет. Плюс отличное качество сборки, плюс унификация оборудования.

Конечно, все не обязательно будет именно так. Начать с того, что Microsoft выгодно продавать и ПК, и Xbox, и если второй начнет каннибализировать нишу первого, то это вряд ли будет положительным знаком для Microsoft, ведь маржа с Windows значительно больше чем с Xbox. По некоторым данным он начал приносить прибыль только на шестом году существования консоли, до того он только отбивал затраты на разработку. Скандал с RRoD тоже влетел в копеечку. Но игнорировать такую тенденцию было бы очень неблагоразумно. Ведь безоблачное существование Xbox не в последнюю очередь обусловлено тем, что Apple пока что не проявляла интереса к играм вообще и консолям в частности (хотя если считать iOS игровой платформой, то на ее фоне Xbox и Playstation просто потеряются), оставляя это дело на откуп сторонним разработчикам. Проект Apple TV долгое время оставался «хобби» Тима Кука, и потому не привлекал много внимания. Но если это изменится, а скорее всего, так и будет, то Microsoft придется потесниться. Google TV, несмотря на отсутствие широкого успеха тоже остается игроком на этом рынке и бросать его Google не намерена.
Xbox в качестве единственного ПК в доме будет создавать и другие проблемы – его невозможно апгрейдить (хотя, судя по продажам Macbook Air с такими мелочами покупатели готовы мириться), для него не существует периферийного оборудования, его ОС недостаточно функциональна. Но все это временные проблемы. Если Microsoft распознает тренд и решит следовать ему, то они будут решены. Если же нет, то…

Нынешнее поколение консолей за глаза называют последним и на то есть причины. Продажи крупных ААА-проектов, ради которых и покупают консоли, падают, а продажи планшетов растут. Более того, если нынешнее поколение консолей продержится столько же сколько и предыдущее, то к концу его жизни стриминговые сервисы уже достигнут зрелости и потребность в отдельных устройствах для игр исчезнет. Но медиацентры останутся, хотя какова будет их роль — пока неясно. В видении Apple – это не более чем приставка к телевизору, «труба» для контента. Но есть и другие варианты, один из них я и описал. У Microsoft есть возможность сыграть эту карту и потенциально захватить еще только формирующийся рынок. Сможет ли она ей воспользоваться? Увидим.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn