Эпоха феодализма: состояние рынка IM

Облачные сервисы
Карикатура XKCDСостояние рынка IM-мессенджеров точнее всего можно описать известной карикатурой XKCD (она слева). На протяжении 20 лет разные форматы возникали, покупались крупными компаниями, теряли популярность и предавались забвению. Универсальные открытые стандарты – IRC и XMPP (он же Jabber) – остались, но широкой популярности так и не получили. Во всяком случае, когда вы хотите найти другого человека или пообщаться с другом, вы будете (скорее всего) искать его не в IRC, а в Facebook.

Реализация сервиса, который позволяет общаться в виде единого потока сообщений, который работает на ПК и мобильных устройствах и синхронизируется в фоновом режиме между всеми устройствами, позволяет передавать файлы и изображения – непростая задача, но решаемая. Такие возможности реализованы в Google Hangouts, iMessage, Skype, WhatsApp.

Есть только одна проблема – все эти сервисы несовместимы друг с другом, и зачастую это сделано намеренно. У каждого сервиса есть база пользователей, и как только она становится значительной, ее удержание становится наиболее важной задачей. И таким образом, пользователи оказываются разбросанными по множеству не взаимодействующих друг с другом сервисов. Закончится ли это когда-нибудь? Будет ли когда-нибудь один сервис, один стандарт, с помощью которого можно будет отправлять сообщения кому угодно?

Как ни странно, да, такие стандарты уже существуют, более того – довольно давно. Это электронная почта и СМС. Во многих случаях они выполняют роль общего знаменателя между разными сервисами, но СМС могут быть довольно дорогими, а почта используется преимущественно для деловой коммуникации, а молодежь вообще не рассматривает ее как средство общения – для них общение происходит в Facebook, Twitter и тому подобных сетях. Они тоже с успехом выполняют роль кроссплатформенных IM-сервисов.

Сейчас на рынке одновременно существует больше десяти конкурирующих сервисов. Хотя на самом деле между собой они конкурируют слабо, так как множество IM-сервисов специализируются на какой-то одной языковой аудитории.

Так, Kik популярен в США, LINE — в Японии, Viber удерживает значительную долю рынков Индии и России, позиции Skype сильны в Германии и Франции. Один сервис может доминировать на одном национальном рынке – в основном это происходит из-за того, что сервис первым пришел на рынок, когда там еще никого не было и успел набрать критическую базу пользователей, после чего рост поддерживается уже за счет того, что большая часть новых абонентов в первую очередь ориентируются на то, где общаются их друзья. Выбор делается в пользу самой распространенной сети.

Одно из положительных последствий такой фрагментации рынка – это высокая конкуренция. Когда у одного из сервисов появляется новая функциональность, все остальные вскоре тоже сделают что-то подобное. Некоторые, впрочем, задают тон в изменениях. Как правило, это «придворные» сервисы ИТ-гигантов – Microsoft, Google, Apple. Они имеют широкое покрытие, потому что не привязаны только к самому сервису, но могут интегрировать его в свои продукты лучше чем конкуренты. К тому же, как правило, они присутствуют на большем числе платформ, чем конкуренты. Что это за сервисы?

iMessage

www.apple.com/ios/messages

iMessage
Точка привязки – Apple ID, то есть любое устройство Apple.

Платформы – OS X, iOS, появление на других платформах маловероятно.

Технология – проприетарная, закрытая (предположительно основывается на XMPP).

Возможности – IM, синхронизация сообщений между всеми устройствами, отправка файлов и изображений, аудио- и видеозвонки, конференции, шифрование, интеграция с СМС (сообщение отправляется через iMessage если есть соединение с интернетом, как СМС если нет).

Идеология Apple подразумевает использование исключительно «идеологически правильных» продуктов, и постепенная замена всех сторонних сервисов своими аналогами. Иногда это получается не очень хорошо – как в случае с картами или iCloud. Иногда (iMessage тому пример) вполне нормально. Для пользователей Apple этот сервис успешно заменяет и/или дополняет другие IM-сервисы. В частности, именно в нем впервые появилась синхронизация между клиентами на компьютерах и мобильных устройствах. Для пользователей устройств Apple, является отличной альтернативой множеству альтернативных клиентов благодаря глубокой интеграции в ОС, но в целом эксклюзивная ориентация на одну платформу его сильно ограничивает.

Hangouts

plus.google.com/hangouts

Google Hangouts
Точка привязки — учетная запись Google.

Платформы – Chrome (OS), iOS, Android, возможно, другие платформы, когда они наберут значительную долю рынка.

Технология – проприетарная, закрытая (некоторое время будет поддерживаться XMPP).

Возможности – IM, синхронизация сообщений между всеми устройствами, отправка изображений, аудио- и видеозвонки, в том числе конференции, в будущем, интеграция с СМС и номером Google Voice.

Hangouts вырос из, пожалуй, самого успешного компонента Google+ — сервиса видеоконференций Hangouts. Он пользовался большой популярностью, особенно после того как услуга конференц-звонков стала платной в Skype, и впоследствии его имя получил унифицированный сервис связи Google. Hangouts предоставляет «джентльменский набор» современного IM-сервиса, плюс возможности интеграции с СМС и голосовыми звонками в будущем, что, впрочем, актуально только для тех кто использует возможности Google Voice.

Hangouts присутствует на всех современных платформах, за исключением Windows Metro и Windows 7/8, для которых Google демонстративно отказывается создавать приложения. Это может быть связано с конфликтом между этими двумя компаниями, который начался еще в начале года, в связи с переходом всех продуктов Google на собственные закрытые стандарты и «отсечением» поддержки продуктов Microsoft. При этом для продуктов Apple оставались лазейки. Все же, учитывая что база пользователей WP 7/8 относительно невелика, а база владельцев учетных записей Google наоборот, значительна, поэтому Hangouts стоит рассматривать как хорошую сеть общения, где наверняка уже есть много ваших контактов. К тому же несмотря на отказ от открытых технологий, «смена лошадей» действительно пошла на пользу Hangouts – объединенный коммуникационный сервис стал быстрее и понятнее для пользователей, а именно это и интересует обычных пользователей, а не горстку нердов, радеющих за торжество открытости.

Skype

skype.com

Skype
Точка привязки — учетная запись Skype или Microsoft.

Платформы – Windows, Windows Metro, OS X, Linux, iOS, Android, Windows Phone 7/8, Symbian, некоторые модели телевизоров, Xbox One.

Технология – проприетарная, закрытая.

Возможности – IM, синхронизация сообщений между всеми устройствами, отправка изображений, аудио- и видеозвонки, в том числе конференции, отправка и получение СМС, звонки на стационарные и мобильные телефоны.

Skype достался Microsoft уже готовой платформой, и его, по крайней мере пока, еще не испортили. Даже напротив, с момента покупки Skype обзавелся дополнительными клиентами (сейчас он представлен на практически всех настольных и мобильных платформах кроме Blackberry) и поддержкой работы онлайн в сервисе Outlook.com (доступно пока не везде).

У сервиса уже большая база пользователей. Количество зарегистрированных учетных записей недавно перевалило за 500 миллионов, а количество доступных одновременно пользователей – за 40 миллионов (и это устаревшие данные, потому что с 2009 года они более не предоставляются).

Skype также является крупнейшим международным телефонным оператором через которого в 2012 годе проходило уже 34% международных звонков, из-за чего его недолюбливают телефонные операторы.

В последнее время Microsoft внедряет поддержку Skype во все свои продукты, при этом закрывая дублирующие сервисы – так, об закрытии Windows Live Messenger было объявлено вскоре после приобретения Skype.
Сейчас Microsoft активно пытается объединить Skype со своими коммуникационными сервисами, используемыми в бизнес-продуктах, так в последних версиях Microsoft Lync появилась возможность прямых звонков от абонентов Lync абонентам Skype. Это логично, учитывая что Skype и так широко применяется во многих компаниях по всему миру. Правда, репутации Skype как средства именно корпоративного общения может немало повредить открытые недавно возможности по отслеживанию переписки со стороны Microsoft – понятное дело, заказчики предпочтут использовать системы, которые полностью контролируются ими.

Сильной стороной Skype является его популярность и налаженные связи с телефонными операторами, позволяющие ему работать во многих странах. Но мобильные приложения этого сервиса несовершенны, а асинхронная связь до сих пор не поддерживается (хотя P2P-архитектура уже практически демонтирована). Из-за этого распространение Skype на мобильных устройствах ограничено, а ведь это самый быстрорастущий рынок. Все же, он остается одним из популярнейших сервисов общения, и его тесная интеграция с Windows в будущем только увеличит популярность.

WhatsApp

www.whatsapp.com

WhatsApp
Точка привязки – номер мобильного телефона.

Платформы – Android, BlackBerry OS, BlackBerry 10, iOS, Series 40, Symbian, Windows Phone.

Технология – проприетарная, закрытая, основана на XMPP.

Возможности – IM, синхронизация сообщений между всеми устройствами, в том числе конференции.

WhatsApp по набору функций не эквивалентен перечисленным выше сервисам, он ближе по функциональности к СМС/ММС. В этот список он попал скорее из-за популярности – им пользуется уже больше 100 млн. Человек. По мнению Financial Times, он сделает с СМС то же, что Skype сделал с международными звонками (проще говоря, полностью разрушит рынок), в преддверии запуска Hangouts ходили слухи, что сервис собирается приобрести Google… И все это при том, что у сервиса до сих пор нет какого-либо настольного клиента или возможности аудиосвязи.

Простота пользования подкупает – при первом запуске приложения не нужно нигде регистрироваться и ничего вводить. Учетная запись создается на основе номера телефона, после чего приложение проверяет телефонную книгу устройства на совпадения в базе данных и автоматически находит тех, которые уже зарегистрированы в WhatsApp – вам не нужно искать своих друзей и выспрашивать их логины, добавлять их… После первого запуска приложение сразу готово к работе. Именно такой подход – минимум действий со стороны пользователя, максимум автоматизации – применяется в ориентированных на пользователей смартфонов новых сервисах – WhatsApp, Viber, KakaoTalk и прочих.

Новый феодализм


Другая особенность, отличающая все вышеописанные IM-сервисы «второго поколения» – несовместимость с приложениями – аггрегаторами, поддерживающими возможность работы в нескольких сервисах одновременно (например, Imo.Im для мобильных приложений или Pidgin – для настольных). Доступ к сети возможен только через официальное приложение – и точка.

Но пользователей такая ситуация, похоже, не очень беспокоит – необходимость держать на смартфоне несколько приложений разных сетей воспринимается как что-то нормальное. Это также может быть связано с тем, что больше чем в 2-3 сетях как правило большинство пользователей все равно не общается.

Так или иначе пространство IM стремительно федерализуется в островки феодальных княжеств, к которым прикованы пользователи. Сегодняшняя идея «общения без границ» выглядит как – «вы можете общаться с кем угодно как угодно, но только в пределах нашей сети и используя наши приложения». А зачастую еще и поделиться личной информацией попросят.

20 лет спустя, мы снова пришли к тому, что СМС – самый универсальный способ достучаться до другого абонента мобильной связи.

Тенденция, однако ©.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn