Сервисы ведения заметок и организации информации: ваша цифровая записная книжка

Облачные сервисы
ЗаметкиЛюдям свойственно ошибаться и забывать вещи. Память не вечна и ненадежна, и хотя хранит все события нашей жизни, тем не менее, далеко не все тренируют ее достаточно хорошо чтобы вспоминать то что нужно, тогда когда нужно. Для всех остальных существуют дневники, блокноты, записные книжки… и прочие средства «расширения» персональной памяти. Можно провести аналогию, что если библиотека – это расширенная память города, то записная книжка – это расширенная память человека. И как и прочие объекты реального мира, записные книжки тоже успешно «переселяются» в Интернет, там, где поток информации максимален.

За 5 лет одной из крупнейших компаний в области хранения и категоризации персональной информации удалось стать Evernote, которая сейчас располагает более чем 50 миллионами пользователей, и их число постоянно растет. Ее основным конкурентом является сервис организации информации Springpad, и хотя внешне сервисы довольно похоже, концептуально они сильно отличаются, что и определило их разные пути развития, что наблюдается и сейчас. Кроме того за Evernote интересно наблюдать так как он выбрал довольно необычный как для freemium-облачной компании способ монетизации. Так что сегодня наш разговор пойдет о том как организовать максимально эффективную работу с информацией в облаке.

Зеленый слон


EvernoteСозданный пять лет назад Evernote остается крупнейшим в своем роде сервисом, как по базе пользователей, так и по функциональности (вполне очевидно что эти два фактора связаны). Конкурировать с ним может разве что поддерживаемый и разрабатываемый Microsoft, OneNote. Однако у Evernote шире каталог приложений и функциональность и гораздо шире поддержка среди сторонних приложений на всех платформах. Можно даже предположить, по количеству приложений в среде OS X/iOS, которые поддерживают взаимодействие с Evernote, что рано или поздно Apple сделает попытку выкупить компанию чтобы сделать сервис частью экосистемы Apple. С таким предложением Apple однажды обратилась к Dropbox но получила отказ. Сейчас Evernote располагает официальными приложениями под Windows, Windows 8 (т.е. Metro), OS X, iOS, Android, Windows Phone, Blackberry и Web OS, а неофициальные клиенты существуют также для Linux, Windows Mobile и Symbian – т.е. практически для всех существующих мобильных и настольных ОС. Плюс, разумеется, веб-интерфейс в настольном и мобильном вариантах.

Однако дело не только и не столько в техническом совершенстве сервиса. Оно важно лишь настолько, чтобы не мешать нормальной работе с сервисом. Настоящая сила Evernote лежит в его адаптированности к реальным сценариям использования, для чего созданы множество вспомогательных инструментов. Как правило, сервис предлагает пользователю только инструменты, а уж как воспользоваться ими наилучшим образом — это дело каждого. Но Evernote уже располагает готовым комплексом инструментов.

Skitch – простой редактор, который позволяет строить несложные блок-схемы, логические карты и просто редактировать и вносить заметки в изображения. Он адаптирован для применения с тачскрином, но есть и на настольных платформах.

Penultimate – графический редактор, совмещенный с приложением заметок, заточенный под применение со стилусом. Доступен в виде приложения для iPad.

Evernote Hello – приложение для Android и iOS, помогающее хранить и организовывать информацию о людях, с которыми вы встречаетесь. Оно позволяет каталогизировать и собирать информацию о людях, сканировать и распознавать визитные карточки, мгновенно подключать группы людей, если у них уже есть учетная запись Evernote и так далее.

Web Clipper – расширение для всех популярных веб-браузеров, позволяющее сохранять информацию из сети (в виде цельных страниц, текста, иллюстраций или чего-то еще) в Evernote для последующего просмотра.

Clearly– расширение для браузеров, позволяющее очищать и сохранять содержимое веб-страниц для последующего просмотра. То есть аналог сервиса отложенного чтения.

Уже из этого набора становится понятно, что Evernote ставит целью создать «веб-комбайн» для сохранения, хранения и каталогизации персональной информации, попутно заменяя множество сторонних сервисов – совмещая их функции, и привнося к ним элемент каталогизации и хранение в общем пространстве. Все данные доступны в одном месте, из одного приложения, а не рассеяны по множеству сервисов. Хотя и отдельные сервисы могут предлагать больше удобства или функционала, интегрированный опыт дорогого стоит (Apple!). Однако у Evernote есть и проблемы. В первую очередь – это финансирование. У всех компаний, которые работают по freemium-модели это происходит непросто. Необходимо найти тонкий баланс между самофинансированием и привлечением пользователей. Пока что Evernote получал финансирование исключительно в форме вливаний инвесторами, объем которых на сегодняшний момент составляет уже $225 млн.

Общая идея того как сделать freemium-компанию успешной ясна – предоставлять достаточно незаменимый и в то же время ненавязчивый сервис, чтобы конвертировать достаточное число пользователей в платных подписчиков, при этом не отторгая интересы тех, кто пользуется сервисом бесплатно. Примером такого подхода может послужить Dropbox и Evernote тоже реализует его в своей деятельности. Так, премиум-подписка Evernote предоставляет дополнительные возможности (сохранение блокнотов на мобильных устройствах и доступ к ним оффлайн, больше места для загрузок файлов, совместное редактирование, дополнительные возможности в связанных приложениях), она доступна за $5 в месяц или $45 в год. Но есть и кое-что другое.

Evernote Smart NotebookГод назад на ежегодной конференции, посвященной перспективам развития сервиса, Фил Либин представил продукт, который, как станет ясно позже, открыл для компании принципиально новое направление развития. На этой конференции он представил удивленной публике первый физический продукт Evernote, созданный в сотрудничестве с известной компанией Moleskine, которая производит записные книжки. Evernote Smart Notebook напечатан на специальной бумаге, которая снабжена метками, которые облегчают ее распознавание и оцифровку, например, камерой смартфона. Мы любим физические вещи и не хотим от них отказываться – да и зачем, если можно совместить удобство пользования физическими объектами с удобством управлением цифровой информацией. И очевидно, первый эксперимент был удачным.

В этом году Evernote представила целую линейку околоцифровых аксессуаров, которые снабжены брендингом Evernote и/или так или иначе сопрягаются с сервисом. Например, Evernote ScanSnap – скоростной сканер, который отправляет отсканированное в сервис для распознания и хранения, высококачественный стилус. Есть и просто брендированные вещи – рюкзак, чехол для ноутбука, кошелек, — но в отличие от традиционно выпускаемых no-name производителями с экономией на всем, эти вещи сделаны в партнерстве с известными брендами и отличаются премиум-ценами. Некоторые даже считают, что Evernote переоценивает своей бренд и/или рынок. Но этот путь чрезвычайно привлекателен для компании, потому что на премиум-товары гораздо выше маржа и в целом, гораздо легче убедить покупателя расстаться с деньгами за физический продукт, а не цифровой сервис. Даже небольшие продажи таких товаров могут принести значительный доход и поддержать freemium-модель на плаву. Либин хочет превратить Evernote в бренд, подобный Nike, но для работников умственного труда, тех кому приходится постоянно работать с информацией.

В принципе аналогичный ход могли бы предпринять и другие сервисы, объединив физические объекты и предоставляемые услуги в один пакет (например, Dropbox мог бы продавать флешки или жесткие диски и так далее), но такой ход не очень хорош тем, что он отвлекает силы и средства от разработки самого сервиса. Все же дополнительные премиум-продукты будут приобретаться сравнительно небольшим числом поклонников сервиса. Опять-таки, цены на товары явно не соответствуют их качеству (премиум-позиционирование). Среднестатистический гик-пользователь Evernote не выложит $200+ за рюкзак, а модников, способных на такое, немного, тем более среди пользователей Evernote. Время покажет, увенчаются ли успехом старания компании в создании имиджа эдакого «Nike для нердов».

Springpad


SpringpadSpringpad – компания, по сравнению с Evernote, сравнительно небольшая, и наполеоновских планов не строит. Ее сервисы менее популярны, но все же это наиболее близкий аналог Evernote по функциональности, и при том сервис совершенно бесплатен. Springpad располагает веб-клиентом и приложениями для iOS и Android, сам же сервис предоставляет собой «облегченную версию» Evernote, ориентированную на хранение заметок и совместную работу с ними.

Все заметки сохраняются в так называемых Notebooks, блокнотах. Есть три режима отображения (тумблер в верхнем левом углу окна): блокноты индивидуального пользования, блокноты, открытые вами для совместного пользования, блокноты, открытые другими пользователями для совместного доступа вам.

Для создания новых заметок (кнопка «New Spring») есть широкий выбор шаблонов — от простой заметки до линка, задания (To Do), контакта, фотографии, будильника и много ещё чего. Текстовые заметки располагают набором опций для форматирования: изменение шрифта, его размера, выравнивание текста, вставки линков, списков и т. п.

Однако, пожалуй, лучшее в Springpad – это функционал совместной работы, который в Evernote, кстати говоря, доступен только в платной премиум-версии. Заметки в блокноте, к которым открыт доступ другим пользователям, могут комментировать все приглашенные к сотрудничеству участники. При этом комментарии обновляются в реальном времени, а также при желании могут дублироваться уведомлениями по электронной почте. Все работает шустро, не создавая нагрузки на локальную систему (веб-интерфейс) и синхронизируясь по всем кросс-платформенным клиентам в реальном времени. Также присутствует встроенный поиск по всем данным – еще одна возможность, за которую Evernote требует деньги.

Весь сервис Springpad полностью бесплатен, но как он обеспечивает себя? Рекламы (во всяком случае в привычном виде) на сайте нет. Сайт заключил партнерское соглашение с Amazon и некоторыми другими онлайн-магазинами. Учитывая что множество людей хранят в блокнотах списки покупок, вещи которые планируют приобрести, фильмы, которые планируют посмотреть, это имеет смысл – сервис анализирует содержимое заметки (особенно если она изначально создана в необходимом формате – в частности, для фильмов есть отдельный формат заметок) и подсказывает вам где можно купить/арендовать/получить доступ к интересующему вас продукту. Гораздо менее навязчиво чем традиционная реклама, полезно пользователю и обеспечивает сервис средствами для функционирования.

Google Keep

Google Keep


Иногда многообразие функций оказывается не нужно – достаточно чего-то базового, простого в использовании и удобного на мобильных устройствах. Для таких случаев неплохим вариантом может оказаться минималистичные сервисы вроде Astrid Notes, Remember the Milk, или нового Google Keep. Последний выделяется простотой и скоростью работы. Можно создавать простые заметки, маркированные списки, указывать для них напоминания или координаты, прикреплять изображения. Приложения есть для iOS и Android, а также веб-клиент (судя по адресу, Keep является частью облачного сервиса Drive). Со временем Keep может обрасти функционалом и превратиться в полноценного конкурента Evernote.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn