Конец халявы или почему уходят freemium-сервисы он-лайн хранения

Облачные сервисы
Конец халявы или почему уходят freemium-сервисы он-лайн храненияЛюди не любят новое. Новое — это неудобно, непривычно, не комфортно, и если ты не разбираешься как следует, в области, то понять, несет ли новое пользу очень трудно. Поэтому завоевать место под солнцем, отбив кусок рыночной доли у лидера всегда непросто — популярное понятно, а если даже не очень понятно, то привычно. Тех новаторов, которые решились попробовать воду, необходимо чем-то заманить. Например, создается новый интернет-сервис. Он будет востребован в любом случае, если предоставляемые им услуги достаточно полезны. Он будет востребован если не потребует больших первичных вложений в приобретение. Он будет востребован если будет интуитивно понятен и прост в пользовании.

Сочетание (в той или иной степени) этих трех тактик было выигрышной стратегией, благодаря которой облачные сервисы, в основном консьюмерского толка, завоевывали рынок. Dropbox — эталонный пример. Модель freemium, лежащая в основе такой бизнес-стратегии, подразумевает, что на первых этапах существования сервиса количество пользователей важнее доходов, и можно (по крайней мере некоторое время) терпеть убытки за счет популярности. По мере того как все больше пользователей будут привязывать к сервису свои повседневные задачи, некоторым перестанет хватать того что дают бесплатно. Им можно продать расширенный пакет функциональности, и за счет этой небольшой (как правило 1-2%) прослойки и поддерживается существование сервиса и остальных 98% «халявщиков”. План был хорош и несколько особо успешных компаний смогли выйти “в высшую лигу”. Yammer, когда он был куплен Microsoft, располагал огромной базой пользователей, а сумма покупки составляла больше $1 млрд. Dropbox в 2013 году обслуживает больше 200 млн пользователей, а его трафик занимает около 0,3% всего трафика интернета.

Но эта песня не могла длиться вечно. По мере того как бесплатных сервисов становилось все больше, чтобы привлечь новых клиентов, им приходилось как-то выделять себя на общем фоне. Самым простым способом было увеличение объема бесплатно предоставляемого пространства. Сначала 2 Гб, потом 5, потом 7, потом 10, 15… Кто больше? Но когда на рынок пришли “большие парни” — Google, Microsoft, то freemium дал сбой. Модель подразумевает, что рано или поздно какая-то часть пользователей все же раскошелится, расплатившись за всех остальных. Но гиганты не работают по ней — они обладают огромными объемами для хранения данных и надежными источниками финансирования, даже если облачное подразделение будет работать в убыток, то эти убытки будут несущественны в общем раскладе. Гораздо важнее поддерживать лояльность пользователей. Небольшой стартап, однако, не может позволить себе нести убытки год за годом.

Как результат, ряды однотипных сервисов синхронизации и облачного хранения информации стали все более и более пестрыми. Стратегия “иметь все то же самое, что и конкурентов, но чуть больше бесплатного места” уже не работает, а рынок расслаивается на множество гораздо более специализированных сегментов, которые обслуживаются узкоспециализированными компаниями, подход которых к монетизации своих услуг как правило куда более прагматичный. Более того, в этот лагерь переходят некоторые сторонники freemium — например Sugarsync и DropLr недавно объявили о ликвидации бесплатных подписок.

Чтобы выделиться в переполненном и гиперкокурентном секторе, лучше предоставлять небольшой спектр специализированных, но остро востребованных услуг для группы пользователей, которые готовы за них платить. Взять хотя бы DropLr, который позволяет просто отправлять большие файлы (>1 Гб), не загружая их в облако. Стратегия Sugarsync неясна, так как они ничем особо не выделяются на фоне конкурирующих сервисов, не исключено что переход на чисто платную модель — вынужденный шаг… Box завоевал свое место под солнцем тесно сотрудничая с бизнесом и внедряя востребованную в корпоративной среде функциональность — разграничение доступа к файлам, интеграцию со сторонним ПО, Egnyte целится в предприятия, которые интересует гибридная модель размещения данных, а Dropbox пытается въехать на новые рынки пользуясь своей огромной базой казуальных пользователей.

Предоставление пространства для хранения информации и механизмов синхронизации все меньше рассматривается как отдельная услуга и все больше как фундамент облачной платформы. Вектор развития этой платформы может быть различным — ориентация на корпоративных или частных пользователей, на простоту или богатство тонких настроек, на формирование собственной экосистемы или интеграцию со сторонними. Соль в том, что ценность все больше лежит именно в этой “надстройке” над облаком, которая должна делать что-то, как говорят в Apple – different.

Понятное дело, что на рынке всегда есть место для еще одной компании, но чтобы процветать в условиях ужесточающейся конкуренции и выходящих на IPO самых крупных игроков (в частности Dropbox, Box и Egnyte вполне могут в ближайшем будущем) сейчас не лучшее время для “еще одного” облачного сервиса. Легких денег на этом рынке уже нет, и чтобы добраться для Premium-части Freemium (точнее дожить до того момента когда она начнет приносить деньги либо вас выкупит кто-то большой и богатый) нужно все-таки делать что-то не так как все. Впрочем, для нас, пользователей это только плюс — пространство, за которым раньше приходилось охотиться и зарабатывать в акциях и референсных программах, становится все доступнее, а выбор сервиса — выбор бонуса к этому месту. То что было Freemium стало полностью Free.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn