Google Reader, RSS и закат эры персональной аналитики

Google
Google Reader закрываетсяПожалуй, ни одна новость в последнее время не вызывала такого резонанса в компьютерной и околокомпьютерной журналистике и аналитике, как «неблагая весть» о закрытии сервиса агрегации RSS-лент Google Reader. Поиск по моим подпискам в Reader (ирония...) обнаруживает больше 40 источников за последние несколько дней. И хотя значительное количество записей можно списать как дубликаты, все равно это очень много. Почему поднялся такой шум, ведь сервисы закрывались и раньше? Собственно, сервисы закрываются постоянно – старые отмирают и уступают место новым. Это естественный и необходимый процесс, как обновление кожи у людей. В данном случае ситуация иная?

Да, и вот почему.

По живому


Начнем с того, что хотя Google Reader и не был самым популярным сервисом, заброшен пользователями он не был точно. У него была большая база постоянных пользователей, наверняка не такая большая, как, скажем, у Twitter, но очень лояльная.

Для многих Reader стал основным источником получения информации и обнаружения новых источников. Сама форма работы с RSS и потоками позволяла обрабатывать значительное количество информации в сжатые сроки, что важно для журналистов, аналитиков и тому подобной публики, которая, в большинстве своем, умеет хорошо писать, а многие еще и зарабатывают этим на жизнь. И теперь у этих людей отбирают один из основных рабочих инструментов. Для них Reader был неотъемлемой частью рабочего процесса. Логично, что они не будут молчать, а будут громко выражать свое недовольство. Что интересно, именно разработчиков в этой среде не так много, чем и объясняется большое количество публикаций в духе «О нет, что же делать?!» и не очень большое с рацпредложениями относительно того, что же делать (подсказка: построить свой Reader с RSS и фидами).

Во-вторых, обычно «не оправдавшие ожиданий» проекты закрывают когда у них есть аналог, значительно превосходящий их по функциональности и/или базе пользователей. Этого не наблюдается, более того, сейчас Reader является чуть ли не монополистом на рынке RSS-ридеров, правда сейчас уже в меньшей степени так как после «плохих новостей» массы пользователей не дожидаясь планового отключения бросились в объятия конкурентов, в основном – Feedly, недавно рапортовавшего о иммиграции более полумиллиона «диссидентов».

Впрочем, говорить «рынок» было бы не вполне корректно, как раз рынок ридеров-то он и убил в 2005 году. Его появление по эффекту было аналогично появлению Internet Explorer 5.0 (IE далеко не всегда был синонимом плохого UI и устаревшего дизайна) – бесплатный, мощный, доступный он-лайн аналог уничтожил конкуренцию. Более того, созданный на его базе API окончательно добил попытки сопротивления, все мобильные клиенты опирались на него для получения данных и синхронизации. Как результат, даже откровенная стагнация сервиса, которая наблюдалась в последние два года, не подстегнула конкуренцию – основная масса пользователей прочно «окопалась» в Reader и никуда оттуда уходить не собиралась, да и зачем, если многие из них веб-интерфейс практически и не видели, потребляя контент через приложения-сателлиты. В таком контексте решение прекратить его поддержку имеет такой же смысл, как и непрекращающаяся борьба Twitter со сторонними клиентами, которые фильтруют рекламу – рекламные объявления, которые теоретически могли видеть пользователи Reader отфильтровывались.

Наконец, ликвидируя Reader, который настолько известен и популярен, что долгое время фактически ассоциировался со стандартом RSS как таковым, Google наносит сильный удар по самому RSS. Не все пользователи Reader технически продвинутые гики, которые следят за новостями и способны найти ему замену, и когда он перестанет работать, многие его пользователи перестанут пользоваться RSS вообще. А так как спрос порождает предложение, и в отношении к техническим средствам это тоже верно, то резкое падение числа пользователей RSS может привести к тому, что популярные сайты и платформы перестанут использовать RSS в качестве основного источника доставки информации пользователям, перейдя на другие платформы, например Twitter, который многие позиционируют как замену RSS или Facebook. Но социальные сети не заменяют RSS, во всяком случае эта замена не будет полноценной. Даже ближайший аналог – Twitter – существенно отличается и технически и по модели использования.

Начать с того, что Twitter требует постоянной синхронизации с интернетом в отличие от RSS, который поддерживает асинхронный режим (периодическую загрузку подписок и чтение их оффлайн). Да, сейчас практически у каждого есть доступ в интернет, но факт остается фактом.

Далее, на сегодняшний день не существует удобных средств сортировки и категоризации твит-ленты (списки — только очень предварительное подобие). Емкость одного сообщения значительно меньше. Нет удобных инструментов поиска. Канут в лету огромные архивы старых записей, которые оставались даже от тех сайтов, которые давно закрылись (многие отмечают что у нового, социального, интернета удивительно короткая память...).

Короче говоря, как только речь заходит о полноценной работе с информацией, а не поиска гифок с котами, выясняется что “аналог” и никакой не аналог, а так — обрубок.

Данайцы, дары приносящие


Другой вариант сервисов получения новостей, также весьма популярный сейчас – это аггрегаторы новстей, такие как Prismatic или Zite. Однако при всем их удобстве, очевидно, что заменой персональным агрегаторам они тоже не являются (полноценной, во всяком случае).

Это связано с тем, что подбираемые компьютерными алгоритмами материалы должны сортироваться по каким-то критериям, а единственным критерием, подходящим для машинной обработки, и в то же время отражающий ценность материала, является популярность. Вместе с семантической сортировкой (по темам) это и позволяет вычленять из огромного количества материалов ценные. Однако, когда дело касается профессионального применения, такой подход не работает, так как зачастую чрезвычайно ценные сведения можно обнаруживать в малоизвестных источниках (например, частных блогах где осведомленные люди высказывают свои мысли без корпоративной цензуры). Создание собственной коллекции таких источников – это один из фундаментальных этапов успешной аналитической деятельности. В то же время использование агрегаторов с курируемым контентом не подразумевает добавление собственных источников, только использование «того, что дают». На поверхность всплывает интересное публике, но совсем не обязательно интересное вам.

Более того, проблема таких сервисов в том, что постепенно подстраиваясь под вкусы пользователя, они постепенно сужают фокус выбираемых материалов. Проще говоря, вам показывают только то, что вы раньше хотели видеть. Но таким образом никогда не найдешь ничего интересного, более того, именно исследование и сопоставление материалов, которые отражают противоположные точки зрения зачастую дает самые интересные результаты. Невозможно увидеть цельную картину мира, глядя только на те его части, которые вам нравятся. И уж во всяком случае я не хочу чтобы за меня решали, что нравится именно мне.

Я тебя убил, я тебя и порожу


Я уже говорил о том, что по мнению некоторых, закрытие Reader даст толчок инновациям в сфере RSS, и создаст новые, более совершенные сервисы. Но теперь мне приходит в голову, что у этого демарша могут быть и еще более интересные последствия, в частности – возрождение полноценных RSS-аггрегаторов в виде ПО. Вычислительные мощности, объемы жестких дисков и скорость интернета позволяет это сделать. Но самое важное даже не это.

Вдумайтесь: Google ликвидирует явно востребованный сервис. Наперекор мнению публики. Не придумывая каких-либо объяснений и ничего не комментируя. «Я тебя породил, я тебя и убью» — и сколько бы петиций не подавалось, вряд ли они возымеют какой-либо эффект (действенность этого метода протеста вообще весьма сомнительна).

Несложно сделать дальнейший вывод: уж если «корпорация добра» (бывшая, судя по всему) не стесняется вести себя таким образом, то чего ждать от других?

Все облачные сервисы, особенно бесплатные и не представляющие собой основной источник дохода материнской компании, фактически существуют исключительно по доброй воле этой компании. Как только запас хорошего настроения закончится конец может наступить внезапно. А если этот сервис является для вас необходимым инструментом? И еще хорошо, если как в случае с Reader можно относительно легко найти замену. А если сервис уникален?

Облако vs ПО – это всегда удобство vs контроль. И если и вкладываться в удобство, то не стоит забывать про запасные варианты.

Потому что когда корпоративный “Титаник” будет пущен ко дну, лучше уже располагать своей шлюпкой.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn