Затянувшиеся поминки – Google Reader, причины его закрытия и альтернативы

Google
Казалось бы, совсем недавно Google объявила о результатах очередной «весенней чистки», в ходе которой компания избавляется от «непрофильных активов». Тогда, на удивление общественности, вынесли приговор, пожалуй, одному из самых популярных сервисов – Google Reader. Осталась всего пара дней и сервис будет закрыт навсегда.

Google Reader R.I.P

Начиная с момента, когда Ларри Пейдж объявил о переходе к «политике концентрации» на наиболее важных направлениях, Google планомерно закрывала сервисы, которые могли пользоваться популярностью и иметь значительный потенциал, но не вписывались в продуктовую линейку компании. Первой жертвой, о которой много говорили, был Google Wave – первая проба пера Google в социальных сетях. Она оказалась не настолько успешной, как планировалось и была закрыта, а код передан на разработку сообществу, через несколько месяцев после запуска.

Иронично, что палачом для жертвы, о которой сейчас стоит плач во всех крупных интернет-изданиях – RSS-аггрегатора Reader, стала вторая попытка Google завоевания территории на социальном поле – Google+. С момента запуска этого проекта в него непрерывно вливали новые деньги и ресурсы, в надежде получить «свой Facebook». Пока что, впрочем, «догнать и перегнать» настоящий Facebook так и не удалось, а по некоторым данным, значительную часть населения G+ составляют «мертвые души» – пользователи, которые ничего не пишут и не участвуют в сети, а учетные записи существуют исключительно потому что Google навязывает их всем пользователям своих сервисов.

Гадкий утенок


Другое дело – Reader. Даже когда этот проект появился на свет (в 2005 году) никто не был вполне уверен для кого он предназначен и кто будет им пользоваться. Его просто оставили на самотек и предоставили пользователям самим разбираться, в его предназначении. И как выяснилось, Reader стал семенем… социальной сети. Той самой, которую Google такими усилиями пытается сейчас построить. Но она была совсем не похожа на клон Facebook.

Дело в том, что активные пользователи Facebook и Reader как правило – очень разные люди. Для первых сеть была в первую очередь средством общения и нахождения новых контактов, для вторых – инструментом категоризации и потребления информации. «Шаринг» был лишь побочным продуктом, и как следствие – образование контактов между пользователями Reader происходило гораздо медленнее, но образованные связи были значительно прочнее, так как отображали общие интересы. Знакомства были спонтанными, но оттого более ценными.

За годы Reader образовал ядро постоянных пользователей, которые пользовались им не только и не столько для потребления информации, сколько для обмена находками с друзьями, к которыми зачастую были связаны только через Reader. Это был зародыш социальной сети, но она совершенно не укладывалась в метрики Facebook с его миллионами «френдов» и миллиардами «лайков», чем и подписала себе приговор.

Один из разработчиков Reader, работавший в команде в 2009 году рассказывал что у них в офисе висела табличка «Х дней с момента последней угрозы ликвидации». По словам старожилов, она висела там еще с 2005 года. Проект все время находился в подвешенном состоянии. У Google был достаточно успешный продукт с готовой аудиторией, но никто не знал, что с ним делать. Когда начались работы над G+, команда разработчиков Reader стала стремительно редеть – их переводили в команду G+, потому что считали лучшими специалистами по социальному взаимодействию, хотя все взаимодействие, которое происходило в Reeder, происходило не благодаря их усилиям, а после того как Reader начали переориентировать на довесок к G+, то и вопреки.

Странно то, что при всех попытках использовать Reader, его никогда не пытались использовать по прямому назначению. Ведь Reader, статистика прочтенных и отмеченных записей, темы, на которые подписан пользователь, представлял собой кладезь информации о личных предпочтениях и интересах пользователя, причем уже сгруппированной и проверенной временем. Если пользователь читает информацию на какую-либо тему в течении года каждый день, то очевидно, что эта тема ему важна и/или неравнодушна. Также Reader ведет статистику по времени и объёмам потребляемой информации, которая также дает ценные сведения о ритме жизни пользователя. Это информация, готовая к применению – в рекламе, в датамайнинге и т.д., но почему-то Google не смог найти ей применение.

… да здравствует король

Вслед за известием о закрытии Reader поднялась волна возмущения. Ничего удивительного – его пользователи как правило люди достаточно образованные, разбирающиеся в IT и потому способные донести свое возмущение до других. Было множество петиций за сохранение Reader, но они не впечатлили Google. Для многих, например аналитиков и журналистов, Reader был не только средством общения и ежедневным источником информации, но и рабочим инструментом, и теперь его срочно нужно заменить. Какие есть альтернативы?

Сразу стоит разделить предлагаемые вашему вниманию сервисы на прямые и непрямые заменители Reader. Прямые – это тоже RSS-ридеры, которые выполняют точно такие же функции как и уходящий на покой «король». Непрямые тоже являются агрегаторами информации на заданные темы, но при этом могут не использовать RSS, не отображать все посты, фильтровать содержимое по своим алгоритмам и т.д.

Из числа вторых стоит выделить веб-сервис Prismatic (getprismatic.com) и «приложение индивидуализированных новостей» Zite (www.zite.com — в виде приложений для iPhone, iPad, Android и WP 7/8, веб-клиента нет и скорее всего не будет).

Принципы их работы схожи: пользователь может выбрать интересующие его темы из списка или персонализировать список, импортировав данные из Google Reader. По выбранным темам сервис составляет подборку из самых интересной и «трендовой» информации – постов и статей которые собираются из множества индексируемых источников и сортируются с помощью специальных алгоритмов. Это удобный способ поддерживать себя в курсе всего, что происходит в той или иной области. Но это не полноценная замена RSS-клиенту – вы не видите все публикации, которые появляются на интересующих вас сайтах, а только те которые алгоритм посчитал важными. Вы также не можете просмотреть историю публикаций. То есть в целом такие приложения и сервисы отлично подходят для поиска новых источников информации в целом и по конкретным темам в частности, но Reader они не заменяют, по крайней мере – не полностью.

Первых на самом деле довольно много, хотя о большинстве из них вы, наверное, никогда раньше не слышали. Дело в том что за время господства Reader на рынке альтернативные продукты не получали широкого распространения даже несмотря на объективные преимущества некоторых из них. Просто в силу распространенности продуктов Google на рынке, конкурировать с ним было очень сложно, и даже когда развитие Reader прекратилось, большинство оставались на нем, так как свою функцию как читалки он выполнял хорошо и для него существовало огромное количество плагинов под Firefox и Chrome, дополнявших его функциональность. Теперь у альтернативных клиентов есть шанс наверстать упущенное, и как знать – возможно и превзойти Reader.

В частности Марко Армент, создатель Instapaper считает что несмотря на то что переходный период будет неприятным, в конечном итоге ликвидация платформы-гегемона встряхнет рынок и даст толчок созданию и развитию новых сервисов и ПО, и в конечном итоге от этого выиграют все. Но это будет когда-то, а пока что межсезонье еще нужно как-то пережить. Как?

Первым в списке альтернатив стоит Feedly (www.feedly.com) — это не просто приложение, а целая экосистема из плагинов для Chrome и Firefox, клиентов для iOS и Android и веб-клиента. Более того, создатели Feedly предвидели закрытие Reader и создавали свой бэкенд со своим API (уже доступен). К нему могут подключаться даже сторонние приложения, что теоретически значит, что Feedly может спасти множество мобильных клиентов, которые с закрытием Reader останутся без источника информации – они смогут подключиться к API Feedly и это наверняка будет проще чем создавать свой собственный движок… Хотя открытая open-source альтернатива была бы еще лучше, но на горизонте таковых пока не видно. Интерфейс и клиенты весьма неплохи, хотя по возможностям настройки до клиентов Reader им далеко. Впрочем, сторонние клиенты должны это исправить.

NewsBlur (www.newsblur.com) — еще один вариант с хорошим интерфейсом и мобильными приложениями (iOS/Android). Монетизация по Freemium-модели ($1/месяц). Хороший функционал. Пока что сайт перегружен и может быть неотзывчивым.

Pulse (www.pulse.me) — сервис с фокусом на мобильных приложениях (все платформы, включая Windows Phone), которые очень хорошо проработаны. Большая подборка тематических ресурсов.

The Old Reader (theoldreader.com) — этот сервис был создан еще после первой модификации Reader, когда из него убрали большую часть социальной функциональности. Как результат, ориентация по большей части на это – поиск популярных постов и социализация присутствуют. Бесплатный. Мобильных клиентов нет.

BazQux reader (bazqux.com) — чистый, минималистичный интерфейс. Работает быстро. Платный ($9 в год, месячный триал). Нет мобильных клиентов, но по словам разработчика, тот думает о внедрении API.

Flipboard (flipboard.com) — красивый, проработанный интерфейс. Только для iOS/Android, веб-клиента нет.

Еще есть такие настольные приложения как RSSOwl, клиент, встроенный в Mozilla Thunderbird и Opera и аддон для Chrome Slick RSS, запускающий отдельную читалку прямо в браузере.

Как видите, главной проблемой является синхронизация. Reader был не только самым популярным веб-клиентом, он еще и предоставлял API, которым пользовались сотни приложений. И когда API будет закрыт главной проблемой станет синхронизация между разными устройствами. Впрочем, остается надежда что API, все же отдадут на откуп open-source сообществу. Пока же стоит приготовиться к тому что в ближайшие время сторонникам Google Reader привычки потребления информации придется изменить. Возможно в конечном итоге уход Google Reader с рынка и подстегнет инновационность, но на первых порах всех будет нехило штормить.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn