10 лет Gmail: долгий путь к облаку

Google
gmailВ Google любят хорошо пошутить, поэтому на 1 апреля от компании ждешь чего-нибудь «эдакого», несуразного и забавного и совершенно противоречащего духу Google, смешивающего архаичное с современным. 8-битные карты? YouTube на DVD? Но хотя день, в который бета-версия Gmail впервые стала доступна первым пользователям (по приглашениям, и такая политика продлилась довольно долго), был совершенно несерьезным, амбиции которые стояли за продуктом, были монументальны. Интересно проследить как это бывает с продуктами Google, как они проходят путь от горячей новинки и объекта увлечения до всемирно популярного сервиса до локомотива инновации до… фактического стандарта, определившего путь развития современной ИТ.

Сейчас уже не все помнят об этом, но во времена когда Gmail только появился, работа с электронной почтой означала работу с почтовым клиентом. Поколение 90-х уже практически не пользовалось почтовыми клиентами — зачем, если почтовый ящик на любом бесплатном сервисе — Gmail, Hotmail, Yahoo — доступны на любом компьютере, на них практически отсутствует спам, размер почтового ящика не ограничен… можно продолжать и дальше. Но так было не всегда, и всего 10 лет назад The Bat!, Microsoft Outlook (впрочем, последний благодаря бизнес-сектору процветает и сейчас), Mozilla Thunderbird были инструментами, без которых невозможно было представить себе эффективную переписку.

Веб-почта была запасным вариантом на тот случай если понадобится посмотреть почту не со своего компьютера. Веб-интерфейс был громоздок и неудобен, спам-фильтры практически не работали, веб-клиент плохо работал на медленном соединении которые тогда были повсеместны.

1 апреля 2004 года Google представил свою альтернативу. Gmail предоставлял бесплатно 1 Гб места для хранения почты — по тем временам огромный объем. Ящики Gmail почти не получали спама. Интерфейс Gmail был лаконичен и понятен, но что еще важнее — Gmail был одним из первых динамических веб-сайтов, которые использовали модель разработки Ajax. Ajax, метод разработки веб-страниц совмещавший в себе использование множества элементов на JavaScript (на стороне клиента) и XML/JSON для связи с сервером. Без таких технологий для того чтобы отобразить любые изменения на странице ее нужно было перезагрузить. Учитывая сколько действий которые нужно отобразить происходит при простой проверке почты, неудивительно что работа со старыми веб-клиентами была так утомительна. Gmail изменил это. Он работал быстро, современно выглядел, не требовал постоянных перезагрузок страниц — в общем, очень походил на настоящую настольную программу (во всяком случае, ничем не уступал). Сейчас трудно себе представить современный веб-сайт без интерактивности, но в 2004 году это был прорыв.

Gmail также был первопроходцем в области конфликта приватности и удобства. Когда он только появился, у многих были серьезные сомнения в том что веб-почта когда-либо сможет составить серьезную конкуренцию традиционной схеме и так как ее использование связано с серьезными рисками для безопасности информации. Gmail поднял вопрос на другой уровень — сервис использовал данные писем чтобы таргетировать рекламу. Но он был очень удобным и бесплатным. Как выяснилось, второе перевесило. Возможно, внутри самой Google, Gmail был лакмусовой бумажкой, тестом того как массовые потребители (сервис начал становиться действительно массовым с февраля 2007 года, когда он вышел из закрытого бета-тестирования) будут относиться к уступкам приватности в обмен на удобство.

Успех Gmail открыл дорогу для других продуктов Google, без которых сейчас мы не мыслим свою жизнь — Maps, Talk (а впоследствии Hangouts), Docs, Chrome OS, хромбуки… Все это продукты, неразрывно связанные с интернетом. Одни из первых облачных сервисов нового поколения.

И тут мы подходим к еще одному концепту, который популяризировал Gmail – облачные вычисления.

Сама идея облачных вычислений не нова, клиент-серверная модель старше PC, но только относительно недавно эта концепция обрела второе дыхание, и Google немало поспособствовал ее возрождению. И да, Gmail был одним из облачных сервисов в современном смысле слова — сервис, доступный через интернет, гибкое хранилище, мгновенный доступ откуда угодно, практически бесперебойная работа, удобный и функциональный интерфейс. Возможность работать с почтой на рабочем месте, выключить компьютер, прийти домой, включить компьютер и продолжить работать — не устанавливая никаких программ, просто ввести пароль и войти… сейчас это нечто само собой разумеющееся. Тогда — нет. И не в последнюю очередь благодаря Gmail, который перевел конкуренцию на качественно новый уровень, сейчас облачные сервисы являются движителем интернета.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn