Толстые и тонкие или история одной «большой железки» и множества «маленьких пластмассок»

Исследования и прогнозы в IT
На дворе 2013 год, и по версии Google, Apple, Microsoft и большей части ИТ-аристократии, ПК теперь выглядит как планшетка или смартфон, работающий на той или иной мобильной или полумобильной (в случае Windows RT) ОС.

Их называют “пост-ПК”, но это не более чем маркетинговый термин. Вспомните расшифровку ПК – персональный компьютер. Трудно представить себе более персональный компьютер, нежели постоянно носимый с собой.

В определенном смысле смартфоны (хотя тогда, когда они появились – во времена Windows Mobile – они еще так не назывались. PC. Pocket PC.) положили начало эре «сверхперсональных компьютеров» постоянно носимых с собой и собирающих все более персонализированную информацию, а новое поколение носимой электроники (в первую очередь, конечно, Google Glass, хотя smartwatch, которые все грозятся представить не то Apple не то Samsung тоже попадают в эту категорию), собирающие и хранящие «где-то там» — на серверах в Северной Каролине, или Ирландии…, или Таиланде…

Но если вы думаете, что я готовлю сцену для очередной длинной тирады, касающейся безопасности личности и коварных корпораций, вы ошибаетесь. По крайней мере сегодня. Во-первых, вы подобное уже наверняка неоднократно слышали, во-вторых, эта битва все равно проиграна вчистую. Где, спрашивается, я пишу эту статью? В Google Docs, естественно. Вот то-то же.

Нет, к этой теме меня вернули соображения… ностальгического характера. Забавно наблюдать как современное основное направление ИТ – «Вперед, в облака!» и всеобщая ориентация на клиент-серверную модель взаимодействия, удивительно напоминает самое начало эры ПК. Правду говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Хотя раньше такая модель принималась не столько из соображений удобства, сколько потому что никаких других не было. Как это было? Устраивайтесь поудобнее в кресле нашей машины времени, на темпорометре — 88 часов в час, мы держим курс на 60-е годы XX века, когда девушки были красивыми, деревья – большими…

… а компьютеры – еще больше


Основной проблемой в те времена был ввод данных в мэйнфреймы (ласково и совершенно справедливо называемые «big iron» — «большая железка»), который производился с помощью перфокарт. Способ это был, прямо скажем неэффективным. Соответственно, проводились исследования с целью создания устройства, которое бы заменило перфокарты в качестве органа ввода.

Решение было найдено в виде терминалов. Фактически, дисплей с клавиатурой, который подключался к мейнфрейму и позволял вводить в него данные, и выводить результат на экран. Терминалы были во многом решением своего времени. В 60-70х годах компьютеры такого формфактора могли быть только терминалами, потому что технологии, которые позволяли бы вместить полноценный компьютер в корпус, который помещался бы на столе (а не был столом, а зачастую — и стеной помещения) еще только разрабатывались. Эти компьютеры были “облачными” до логического конца – без подключения к серверу (мэйнфрейму) они работать не могли в принципе.

Дальнейшая эволюция вычислительной техники шла по пути миниатюризации компонентов, что, как ни парадоксально, привело к «утолщению» терминалов. Все дело в терминологии. В вычислительной технике чем «толще» терминал, тем больше его способность к самостоятельному функционированию в отрыве от «головной» машины. Соответственно, «тонкий» терминал (также именуемый “тонким клиентом”) – устройство, оборудованное собственным микропроцессором, и способное обрабатывать вводимые команды перед отправкой на сервер, который по-прежнему необходим. Интересно, что архитектура чипа Intel 8008, прадедушки того самого Intel 8088, прародителя всей архитектуры х86, изначально разрабатывалась именно для терминала Datapoint 2200. В дальнейшем функциональные возможности терминалов расширялись пока они не стали ПК в традиционном смысле слова, для которых подключение к компьютерной сети было опцией, совершенно не критичной для выполнения большинства задач.

Тем временем эволюция мейнфреймов тоже не стояла на месте. Как выяснилось, для выполнения множества задач одновременно, наиболее выгодным вариантом является распределение ее выполнения на множество обычных ПК. Именно это «ноу-хау» и было главным козырем Google на заре ее существования, когда ей приходилось конкурировать за первенство в области поиска с AltaVista.

Google нанесла “удар ниже пояса” – ее сотрудники купили множество обычных ПК, соединили их единым алгоритмом и посмотрели что получится. Дело было в 1999 году. Получилось настолько хорошо, что AltaVista через 3 года была поглощена Yahoo!, а Google стал доминирующей силой в веб.

Как результат, сейчас мейнфреймы применяются только в некоторых специфичных областях, где их особенности (высочайшая надежность, отказоустойчивость и точность операций) высоко востребованы. К числу этих областей относятся бизнес-планирование, обработка финансовых операций, транзакций и смежные области, где сбои категорически недопустимы. Там они применяются и поныне, и основной их производитель – корпорация IBM – не бедствует. Однако ниша применения мэйнфреймов сейчас довольно узка – «снизу» их поджимают традиционные серверы, а сверху – суперкомпьютеры, которые несмотря на значительное структурное сходство, мэйнфреймами не являются, так как оптимизированы для максимальной вычислительной мощности, а не надежности.

На круги своя


Но как известно, хорошие идеи не исчезают, они отступают в прошлое для перегруппировки. Именно так, идея “тонкого клиента” получила второй шанс.

Дело в том, что с 2008 года и далее стала все выразительнее проявляться тенденция к утоньшению (в физическом смысле) ПК и мобильных устройств. Одновременно набирали силу различные сервисы, мобильные и не только. В итоге круг замкнулся. Снова клиент-серверная модель, снова конечное устройство (в данном случае — ПК или смартфон/планшет) является потребителем информации, которая обрабатывается на сервере. Правда сейчас, все же, клиенты несравнимо «толще» чем в эпоху мейнфреймов. Значительное количество задач может выполняться оффлайн, но для полноценного «пользовательского опыта» подключение к сети необходимо. Такой класс устройств называют «гибридными клиентами».

Я хотел бы рассмотреть также еще один интересный побочный эффект постепенного превращения пользовательских ПК и мобильных устройств в клиентов. Речь идет о консьюмеризации рынка и, что гораздо важнее, конструкции новых устройств. Что имеется в виду? Приведу пример:

Посмотрите на Apple Macbook Pro с Retina-дисплеем. На сегодняшний день один из самых совершенных лэптопов. Максимальная возможная мощность, быстрый SSD, великолепный экран – все это упаковано в очень изящный, по меркам 15-дюймовых машин, алюминиевый корпус. Но я забыл добавить еще один эпитет к описанию – неремпригодный.

iFixit поставил ему наихудшую оценку. Несмотря на то, что во всех остальных смыслах это замечательное устройство, ремонтировать его, ни самостоятельно, ни в сторонних мастерских, невозможно – в случае поломки останется только отослать устройство в службу поддержки и надеяться, что не придется покупать новый. В конструкции используются нестандартные винты, батарея приклеена к корпусу, а весь дисплейный блок, в принципе, является неразборным, заменить его можно только целиком. Вам как бы намекают: нечего лезть непосвященным в святая святых! Пусть этим занимаются профессионалы.

Посторонним вход запрещен


Это началось не сегодня и не вчера. В конце концов, смартфоны и планшеты, которые сейчас теснят традиционные ПК на всех фронтах, проектировались и производились именно так всегда. Уменьшение массы и размеров не проходит даром, чем-то приходится жертвовать. В данном случае в жертву принесена модульность и возможность апгрейда. Как выяснилось, такая сделка устраивает всех и покупателей, и производителей. Первые получают телефоны, которые влезают в карманы узких джинсов и не оттягивают карманы и «сексуальный», как принято нынче выражаться, дизайн, вторые – могут продавать «те же яйца, но слегка другой расцветки и характеристик» из года в год, и все довольны.

Теперь же условия этой «сделки» начинают распространяться и на другие классы устройств, и Apple, как всегда, идет в авангарде. Как писал основатель iFixit, компания провела массированный «опрос мнения пользователей», когда предложила по одинаковой цене два устройства – пластиковый модульный и относительно мощный, но тяжелый и не очень красивый Macbook и компактный, легкий и эстетичный, но непригодный к апгрейду и даже замене батареи, которая на первых экземплярах выдерживала всего ~ 300 циклов, MacBook Air. Покупатели однозначно проголосовали кошельками за Air, и Apple приняла их мнение к сведению.

Не Apple единой… Появившийся с ее подачи класс ультрабуков копирует как достоинства, так и недостатки прародителя MacBook Air. А между тем в планах Intel увеличение доли ультрабуков до 40% и выше, и она действительно растет, хотя и не такими быстрыми темпами.

Компьютеру, с которого я пишу эти строки, в этом году стукнет 6 лет. Приличный срок как для пользовательской электроники. За это время я поменял в нем больше половины компонентов, а сам компьютер успел побыть в разное время игровой машиной, рабочей станцией, платформой для разгона, и, как сейчас, пишущей машинкой (хотя и очень продвинутой!). Многие его компоненты здравствуют и поныне в составе других компьютеров, а сама машина за эти годы успела обзавестись, если не самосознанием, то характером – это точно. Я могу с полной уверенностью утверждать, что если бы мой компьютер не был пригоден к апгрейду, его давно пришлось бы заменить. Возможно, во мне говорит сентиментальность, возможно прижимистость, но как по мне, если что-то работает и выполняет поставленные задачи (как гласит известный анекдот) – трогать это не стоит.

Есть и еще одна сторона вопроса. Новые устройства, например, планшеты на Windows RT, которая работает с процессорами ARM, или хромбуки, становятся все более ограниченными по функционалу, иногда программно, иногда на аппаратном уровне.

Например, Windows RT может работать только с приложениями, доступными в Marketplace, хромбук же и вовсе ограничен возможностями браузера. С одной стороны, большинство возможностей простым пользователям и правда не нужны, с другой… Недавно объявил о скором прекращении работы Reader. Постфактум я благодарен Google, потому что это событие заставило меня зашевелиться и найти альтернативу, причем бесплатную, и работающую на моем собственном компьютере. Теперь меня так не волнуют перипетии сервисов, но если бы я работал с хромбука, такой возможности у меня бы не было.

В дальнейшем ситуация будет только усугубляться. Война экосистем означает стремление привязать пользователя к своей, а это значит меньше выбора. Большинство может этого и не заметить. Но меньшинство уже насторожилось. Ему не очень нравится направление движения локомотива прогресса. Ему не нравится когда в вагоне, в котором они едут закрывают окна и запирают двери.

Потому что когда ты не знаешь куда едешь, то и конечная цель путешествия может стать большим сюрпризом, и совсем не факт, что он будет приятным.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn