Apple и Dropbox - союз, заключенный на облаках

Исследования и прогнозы в IT
Apple и DropboxФакт: в свое время, а именно в 2009 году, Стив Джобс, CEO Apple встретился с Дрю Хьюстоном, основателем и CEO Dropbox. Впоследствии стало известно, что целью встречи и последовавших переговоров было желание Apple приобрести Dropbox. Хьюстон аккуратно отклонил предложение и повел компанию своей дорогой.

Трудно сказать, что было бы, поступи он по-другому, но сейчас это решение видится вполне разумным – Dropbox превратился в один из самых успешных пользовательских облачных сервисов на рынке с многомилионной аудиторией, в то время как iCloud, несмотря на огромное количество пользователей, набранное в основном благодаря тому что учетная запись iCloud прилагается к AppleID, подвергается постоянной критике как со стороны пользователей, так и разработчиков за плохую интеграцию с приложениями сторонних разработчиков. При этом философии обоих компаний удивительно схожи – основополагающий принцип обоих – «It just works», философия компьютера как машины, призванной облегчать жизнь владельца и экономить его время, а не наоборот. Разница в том, что когда дело касается облачных сервисов, то у Dropbox это получается куда лучше чем у самой Apple. Крупнейшие провалы Apple были именно сервисами – MobileMe, карты, и хотя iCloud прямо и не называют провалом, особой любви он тоже не снискал. Поэтому многие и сейчас полагают, что несмотря на все препятствия, для Apple покупка Dropbox была бы наилучшим вариантом в плане перспективы и удобства пользователей.

Это просто не работает


Еще когда сервис впервые представили публике, в 2011 году еще живым Стивом Джобсом, особый акцент делался на простоте использования iCloud. Точнее, отсутствии необходимости использовать сервис как таковой. Сервис должен быть интегрирован в ОС и стать еще одной из ее служб, доступной для использования всем без исключения приложениям, как и другие части ОС. Перефразируя классиков, «Вы даже не нажимаете на кнопку, а все остальное делаем мы.» — автосохранение и общее хранилище для данных всех приложений должно было снять необходимость в сохранении чего-либо вручную и помнить, где это сохранено. Прозрачная синхронизация на всех поддерживаемых устройствах (т.е. входящих в экосистему Apple) позволяет не задумываться о том, где вы работаете. Где бы не сохранялись данные, они автоматически попадут в остальные ваши устройства.

К сожалению, «не срослось». Нет, синхронизация работает для документов, текстовых данных, небольших файлов, но как только задача становится более сложной, например синхронизация множества мелких файлов или поиск и синхронизация изменений в большом цельном файле (например, изображении Photoshop) без повторной загрузки всего файла целиком, уже возникают проблемы – ошибки синхронизации, порченные файлы и так далее. Но самой большой проблемой является поддержка iCloud сторонними приложениями.

Ни для кого не секрет, что одной из немаловажных составляющих успеха OS X и iOS является именно значительное количество высококачественных приложений, которые или существуют только в Mac-версии, либо развиваются в первую очередь там, оставляя Windows порты старых версий приложений. Между тем поддержка iCloud считается в Apple чрезвычайно важной. Так, продукты, не включающие ее, не попадают в списки рекомендуемых приложений (а попадание в такой список хотя бы ненадолго может составлять разницу между успешным и провальным в коммерческом смысле проектом), а между тем разработчики еще с 2011 года жалуются на плохой API для сторонних приложений.

Больше всего нареканий вызывает «Core Data», инструментарий для синхронизации баз данных. Он плохо поддерживается в сторонних приложениях и не очень хорошо работает даже в родных. По словам самих разработчиков, «Заставить iCloud работать с Core Data очень сложно, и если даже это и удается, то после долгого поиска запутанных и зачастую неочевидных решений, поддержка таких решений – это просто кошмар.»

iCloud – основная причина жалоб на форумах поддержки Apple.

Волшебная коробка


Dropbox напротив, демонстрирует постоянный рост и интегрирует в основной сервис все новые возможности. Это один из немногих сервисов с практически идеальными рейтингами удовлетворенности пользователей и более того, он активно сотрудничает с разработчиками.

Не так давно Dropbox выпустил новый SDK, который должен значительно упростить разработчикам внедрение синхронизации с сервисом в своих приложениях, и судя по количеству приложений, в которых так или иначе интегрирован Dropbox, приложенные усилия не были потрачены зря.

В каком-то смысле Dropbox является антиподом iCloud. Он поддерживает традиционную структуру «Папки», которая размещается на жестком диске пользователя, и через которую происходит синхронизация (в отличие от iCloud, который скрывает все механизмы работы сервиса от пользователя — какие-либо возможности настройки не предусмотрены — ни регулировка скорости синхронизации, ни выбор папки), а в каком-то – эталоном, в том смысле, что он соответствует девизу Apple «It just works», следование которому завоевало компании армию поклонников.

Стоит отметить, что Dropbox отнюдь не уникален. На рынке помимо него присутствует масса других игроков, предлагающих сходные решения однако ни один из конкурентов среди частных фирм не достиг его масштаба (решения поддерживаемые крупными компаниями — Google, Microsoft по понятным причинам имеют преимущество). Это может быть как частным случаем известной максимы, что «первый получает все» (так как пользователи успешного сервиса активно вербуют новых пользователей из числа своих знакомых), или результатом технического превосходства. Плюс, присутствуя на рынке дольше других, Dropbox успел создать сильный и узнаваемый бренд.

Все эти компоненты успеха нужны Apple, если она хочет преуспеть на рынке облачных сервисов. Несмотря на различия в политике двух компаний, понятно, что если бы перед разработчиками Dropbox поставили задачу создать систему бесшовной синхронизации по образцу iCloud, они бы с ней справились. Их выбор обусловлен доминированием на рынке другой ОС с другой идеологией. У Dropbox есть команда талантливых разработчиков, а Applу располагает огромными резервами ликвидности (около $137 млрд.), которые она не спешит тратить на дивиденды (чем сильно раздражает акционеров) и может себе позволить купить Dropbox целиком даже сейчас.

История Apple – это история покупок сторонних компаний, располагающих технологиями, и создания на их основе своих продуктов. Там где другие компании предпочитают покупать готовые решения чтобы сэкономить время и средства, Apple покупает технологии и людской капитал и строит на их основе специализированные продукты и решения, специально заточенные для внутреннего пользования. Взять хотя бы процессоры, на которых работает вся мобильная техника Apple. Некоторые предполагали, что их архитектура может настолько отличаться от общепринятой ARM, что их надо выделять в отдельный класс устройств.

Однако здесь есть множество подводных камней. Начать с того что Apple никогда ранее не приходилось поддерживать кроссплатформенный сервис. Когда дело доходит до совместимости с другими платформами у Apple вообще дело идет плохо – немногое «родное» ПО, которое было портировано под Windows – как, например, iTunes – подвергается постоянной критике за неоптимизированность и плохую совместимость. Что уже говорить о сервисе, который должен работать с большинством существующих настольных и мобильных платформ. Конечно же Apple могла бы закрыть его или сделать его доступным только для пользователей своей платформы, но это было бы колоссальным ударом по имиджу компании. С другой стороны, Apple зарабатывает на продажах устройств а не сервисов и может позволить себе нести убытки на этом направлении (едва ли это будет хуже чем сложившаяся сейчас ситуация). Дополнительно, все прошлые приобретения Dropbox достанутся Apple вместе с головной компанией, что поможет исправить ситуацию, например, с встроенным почтовым клиентом iOS-устройств, который уже давно подвергается критике за неэффективность и служит источником заработка для многих разработчиков, создающих альтернативные клиенты (в частности, разработчик одного из таких клиентов в прошлом был куплен Dropbox).

Учитывая все сказанное, стоит ли считать что покупка вероятна? Скорее всего нет. Слишком велик масштаб, слишком велики затраты, слишком большие усилия придется потратить на интеграцию и слишком много сил Apple уже вложила в свой собственный сервис.

Впрочем, крупные покупки далеко не всегда оборачиваются успехами для покупателей. Достаточно вспомнить HP и Autonomy. Хотя если кто-то может позволить себе рискнуть, то это Apple – огромные резервы страхуют их, а необходимость обладания собственной эффективной облачной платформой в будущем станет только острее.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn