От частного к общему – персонализация облачных сервисов и ее последствия

Исследования и прогнозы в IT
В любой период времени в Веб есть какие-то модные тенденции, слова, которые у всех на слуху. Все их говорят, некоторые понимают, что они значат, еще кое-кто имеет представление о том, как это работает, и совсем уже немногие совмещают все вышеперечисленное. Совсем недавно таким жаргонизмом было «социальный».

Персонализация облачных сервисов

Социальность была везде – в интернете, на мобильных, даже вне сети и только недавно волна истерии (потому что по другому это сложно назвать) пошла на спад. Но свято место пусто не бывает и сейчас все говорят об «облаке». При этом не вполне понятно, что же это такое.

Dropbox, iCloud, Google Drive – это «облако», это совершенно определенно. Они заняли нишу популярных облачных сервисов в публичном сознании и широко используются. Они предназначены для хранения данных. Другие сервисы не имеют такой однозначной ассоциации, например Evernote, собирающий заметки, Wunderlist (списки заданий), Pocket (отложенное чтение). Все это популярные сервисы, но большинство пользователей даже и не догадываются, что они используют «облако».

Сервисы онлайн – резервирования и синхронизации существовали и до Dropbox, это не изобретение Дрю Хьюстона. Другое дело что пользовались ими в основном системные администраторы, потому что сервисы для них и предназначались.

Идея предложить что-то подобное для массового рынка не появилась на ровном месте. Важную роль сыграл и бум мобильных устройств. Предназначенные для постоянного поглощения информации, особенно персонализированной, не обладающие большим объемом встроенной памяти, постоянно (или почти постоянно) подключенные к сети, тем или иным способом, они идеально демонстрировали преимущества облачных (в широком смысле) сервисов. По мере того как все большая часть пользователей интернета выходила во всемирную сеть именно с таких устройств, сеть подстраивалась под их нужды. Сторона, обращенная к пользователям, становилась проще, обращенная к сети – сложнее. Любая прорывная новинка, технология следует, грубо говоря, следующему циклу принятия:

  1. Появляется новая идея, концепция. Она должна быть действительно революционной и иметь достаточно широкий спектр применений чтобы на ней базировались другие.
  2. Концепция порождает множество решений, каждое из которых ориентировано на достаточно узкий сегмент рынка и решение конкретной задачи.
  3. Консолидация рынка вокруг цельных решений, которые совмещают в себе множество функций.

«Облако» как концепция сейчас приближается к третьей стадии. Персональные сервисы сейчас активно заменяют HDD в качестве основного хранилища информации (особенно этому способствует активная пропаганда «мобильного образа жизни» и ультрабуков, которые оснащаются SSD-накопителями сравнительно небольшой емкости), а также основного поставщика информации. Мы пользуемся этими сервисами, хотя и не замечаем их. Стадия использования энтузиастами прошла, облако давно на пути к мейнстримовому явлению.

Прогнозы агентства Gartner сообщают, что по-настоящему повсеместное проникновение персональных облачных сервисов на рынок произойдет в 2015, однако в 2014 еще менее 10% от общего числа пользователей будут использовать облако как основное хранилище, не полагаясь на физические носители. Но для того чтобы подобные изменения стали реальностью, облачные сервисы их того фрагментированного клубка сервисов, которым мы вынуждены пользоваться сейчас, должны стать единым комплексом, который позволит пользоваться ими на многих устройствах, многим пользователям, без сбоев и перегрузок, незаметно синхронизируя данные между всем элементами цифровой экосистемы – ПК, мобильными устройствами, телевизионным оборудованием и так далее.

Первые признаки начала этого процесса уже заметны. Однако чтобы успешно завершить переход, придется решить множество проблем, и главные среди них – фрагментация, неэффективность и проблемы с информационной безопасностью.

Фрагментация


Эта проблема может показаться не очевидной, но только на первый взгляд. Во многих отраслях мы все еще ищем новые применения новым технологиям. Когда это применение находится, оно зачастую плохо сочетается с другими технологиями. Множество облачных сервисов, которыми мы пользуемся, принадлежит разным компаниям, и хотя они зачастую выполняют схожие или смежные задачи, они не взаимодействуют друг с другом. Например, продуктивная работа требует постоянного потока новой информации, возможности ее организовывать и классифицировать, а также набора средст для работы с документами. Идеально, это должен быть единый комплекс сервисов. В реальности же мы составляем документы в Google Docs, храним заметки в Evernote, находим новую информацию с помощью Feedly и Prismatic, управляемся со списком материалов для чтения посредством Pocket и так далее.

Все это приводит к излишнему усложнению. Много различных сервисов = много различных приложений, которые забирают друг у друга совсем не бесконечные мегабайты мобильного трафика. Проверка всех этих приложений занимает время пользователя и ресурсы устройств, приложения могут конфликтовать друг с другом, требуя постоянного обновления. На среднестатистическом смартфоне сейчас установлено 67 приложений. Для того чтобы поддерживать работоспособность и эффективность всех сервисов, зачастую нам нужны сервисы для управления сервисами (в частности, именно это и делает Jolicloud и CloudHQ). В будущем, фокус сместится не на создание отдельного приложения для каждого сервиса, а на реализацию комплексного, многопользовательского и мультисервисного подхода в рамках одного приложения.

Безопасность


Защищенность облачных сервисов от атак – постоянная головная боль разработчиков, и если они не уделяют лечению этой боли достаточного внимания, то это становится проблемой для пользователей. Сервисы всегда представляют собой лакомый кусок для хакеров – массив концентрированной информации о пользователях, который может принести пользу как идеологическую (продемонстрировать крутость хакера), так и экономическую (прикрепленные данные о методах платежей и номера кредитных карт пользуются спросом на черном рынке). Еще более усложняет проблему то, что пути атаки не ограничиваются уязвимостями самого сервиса в его веб-ипостаси – приложения, особенно написанные без особого внимания к защите данных позволяют злоумышленникам получить доступ к информации пользователей «с заднего хода». Безопасности мобильных устройств уделяется не так много внимания, а зря. Пока что действительно широкомасштабных эпидемий вирусов для мобильных ОС не было, но приложения-троянцы уже несколько раз появлялись в том же Play Store.

Единого решения для этой проблемы быть не может, только совместные усилия держателей платформ и кропотливый поиск дыр в безопасности облачных сервисов постепенно могут снизить уровень угрозы. Нововведения в технологиях безопасности и авторизации – например, двухфакторная авторизация – могут снизить риски, но не устранить их полностью.

Эффективность


Проблемы с эффективностью прямо связаны с фрагментацией. Сейчас значительные объемы данных перемещаются по сети и значительные вычислительные ресурсы тратятся на поддержание работы большого количества приложений. Обе проблемы можно решить консолидацией приложений в рамках одной инфраструктурной платформы (например, хостинг на AWS или, если брать еще более интегрированное решение, экосистема приложений Google) и уменьшением количества приложений в пользу универсальности. Так же как многие IM-клиенты могут поддерживать несколько протоколов, так же и облачные клиенты (в будущем) смогут работать с несколькими облачными сервисами одновременно.

Альтернативно, можно предположить, что со временем все больше успешных облачных сервисов будут куплены IT-гигантами, которые будут встраивать их в собственную экосистему сервисов. Количество сервисов будет уменьшаться, но степень их интегрированности увеличиваться.

Ключ к сети


Самым важным приложением любого компьютера уже давно является браузер. За почти 20-летнюю историю эта программа успела превратиться из обработчика http-запросов в фактически «ОС в ОС». В конце концов, большинство пользователей проводит в браузере 90% времени работы на ПК. И вполне возможно, что облачные клиенты недалекого будущего будут основываться и привязываться не непосредственно к ОС, запущенной на ПК, а к браузеру который на нем установлен. И в этом случае у Google есть значительное преимущество над конкурентами – ее браузер является чрезвычайно эффективным многофункциональным комбайном. Он даже может выступать в качестве ОС самостоятельно, что доказывает история хромбуков (и пользователи поддерживают эту идею, что доказано масштабами продаж) и выполнять практически все задачи, которые может выполнять традиционная ОС.

И браузер, в определенном смысле, будет идеальной средой для облачных приложений. Его модульная структура позволяет добавлять и удалять приложения в любой момент, единый фреймворк позволяет им взаимодействовать друг с другом, а в связи с повсеместностью использования браузеров, их производители прикладывают немало усилий для обеспечения их защищенности. Хотя уязвимости все равно находят и будут находить – взгляните на результаты pwn2own.

Браузер станет тем единым хабом и интерфейсов взаимодействия с облаками и интернетом, связывающим разнородные системы в единое целое. И его роль с продолжением вторжения интернета в нашу жизнь будет только увеличиваться.

Поневоле задаешься вопросом, не был ли тот, кому в голову пришла идея хромбука пророком в своем отечестве?

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn