Насколько дешевыми могут стать публичные облака?

Исследования и прогнозы в IT
На сколько дешевыми могут стать публичные облака?Публичные облачные сервисы набирают популярность, и не в последнюю очередь благодаря дешевизне. Это не единственный фактор, и зачастую далеко не главный — скажем, разработчики ценят облачные решения за гибкость процесса разработки и развертывания, но цена также играет не последнюю роль. Кстати, раз уж мы подняли эту тему, то вот интересный вопрос — будут ли публичные облака дешеветь и дальше? И до какого предела?

В свободном падении


«Этот предел есть, но он еще не достигнут и до него еще далеко» — считает аналитик Бернард Голден. Оценивая затраты на построение аппаратной и программной инфраструктуры, приобретение адекватного интернет-канала, электроэнергию, а также трудовые и капитальные вложения в организацию собственной инфраструктуры vs публичные облака, он пришел к выводу что публичные облачные решения превосходят дата-центры по всем показателям.

Экономия немалая: в рамках наиболее распространенной сейчас модели взаимодействия, когда клиент покупает у провайдера мощности на которых выполняются задачи (vs покупка и оборудование своего ДЦ) экономия составляет 15%, но это только вершина айсберга. Экономия может составлять до 75% при адаптации всех аспектов задач клиента к возможностям облачного компьютинга.

Это суммы, которые могут дать тем, кто первыми внедрит такие решения решающее преимущество в конкурентной борьбе.

Обратное тоже верно — тот, кто продолжит снижать себестоимость хранения данных, сможет предлагать более выгодные планы, снижение стоимости которых будет окупаться за счет притока новых клиентов. Как снизить себестоимость? Один из очевидных путей, который не требует значительных инвестиций в оборудование — увеличить загрузку существующего оборудования и уменьшить время простоя, указывает Голден:

«В ближайшее время можно ожидать, что схемы ценообразования которыми пользуются облачные провайдеры будут все усложняться, чтобы уменьшить простой оборудования. Уже сейчас это делает Amazon и другие передовые провайдеры, снижая цены на резервированные инстансы в зависимости от того, какой будет их загрузка. Amazon также позволяет клиентам самим перепродавать купленные инстансы, позволяя клиентам избавиться от ненужных предложений с выгодой, и опять-таки, увеличить загрузку своих мощностей. В дальнейшем тарифные сетки будут становиться еще сложнее, но разобравшись в этом лабиринте, можно подобрать действительно выгодное предложение».

Freemium приходит конец


Впрочем, не все провайдеры уменьшают цены. Некоторые облачные провайдеры (модель значения не имеет, это может быть и SaaS, и PaaS) вместо того чтобы снижать цены, наоборот, медленно повышают их для старых пользователей при том что одновременно они предлагают скидки и специальные предложения (вот эти — со сниженными ценами) чтобы завоевать новых клиентов. Корпоративные клиенты как правило с пониманием относятся к увеличению цен, но ухудшение качества обслуживания терпеть не будут и уйдут к конкурентам. Понятное дело что далеко не все так поступают, и наверняка те кто находится на слуху так не поступают, но… freemium-модель опасна для существования коммерческой компании тем, что если она не наберет достаточного количества платящих пользователей, она будет вынуждена экономить средства, ухудшая качество обслуживания и, возможно, поднимая цены на услуги, пытаясь выжать больше средств из существующих клиентов или как-либо монетизировать бесплатных пользователей. Например Sugarsync — облачный сервис который пытался конкурировать с Dropbox, предлагая схожие услуги недавно отказался от freemium-тира и перевел всех своих пользователей на платные планы. Можно только предполагать чем это вызвано и какие последствия повлекло, но скорее всего такие решения приведут к массовому оттоку пользователей из сервиса и дальнейшему падению доходов.

Для провайдеров пользовательских облачных сервисов вообще настают нелегкие времена. Последний шаг Google — снижение цен на пользовательские сервисы — сильно ударил по конкурентам, и скорее всего это спровоцирует ценовую войну. Однако со снижением цен, вполне возможно что рано или поздно сервисам придется предлагать услуги хранения по себестоимости, возможно даже, что этот рубеж уже пройден. Продолжать работать в таких условиях могут только компании, для кого хранение данных не является основным источником доходов — они могут продолжать нести убытки если это значит что люди будут пользоваться их сервисами. То есть по мере того как цены будут снижаться, а объемы увеличиваться, мелкие сервисы, которые открылись раньше, но не сумели завоевать значительную долю рынка, будут вымирать. Останутся только те, кто может позволить себе работать в убыток, или те кто стал достаточно популярен. То есть список таких крупных игроков можно сократить до пяти: Google (Drive), Microsoft (Skydrive), Dropbox и Box. В принципе Apple и ее iCloud тоже можно причислить к этой когорте, но практика показывает, что Apple мало заинтересована в развитии своих сервисов кроме как в пределы «огороженного сада» своей экосистемы. Первые двое могут поддерживать свои сервисы за счет притока средств от других направлений деятельности, Dropbox располагает огромной базой инсталляций и любимец инвесторов, а Box популярен среди корпоративных клиентов. При этом оба последних активно разрабатывают смежные продукты — сервисы работы с фото, онлайн-офисы и другие сервисы которые должны сделать их ключевой продукт незаменимым и привязать к нему пользователей.

Но это то что касается SaaS. У PaaS и IaaS другие модели работы с клиентами и freemium там используется редко. Есть, впрочем, еще одна сторона затрат, которую трудно адекватно оценить – это производительность. Кажется нелогичным, ведь когда решения предоставляемые облачными сервисами «гранулированы» в одинаковые инстансы, их производительность должна быть даже более унифицирована чем в дата-центрах, но это не совсем так…

Яблоки vs апельсины


Сравнение дата-центров и облачных сервисов неизбежно наталкивается на сложности — уж очень разные это структуры, так что напрямую их производительность как правило не сопоставляют. Другое дело сравнение «облачный сервис vs облачный сервис» — тут можно сравнить и по цене, и по производительности, и по скидкам на инстансы… но нужно ли?

Производительность инстансов — виртуальных машин, на которых выполняются задачи клиентов в публичных облаках — может существенно разниться в зависимости от задачи, которую они выполняют и даже в контексте одинаковых задач. Тесты, которые сравнивают разные сервисы по показателям «обобщенной производительности» (как правило такие показатели выводятся из каких-либо математических бенчмаркинговых программ) редко отражают реальную производительность в конкретных задачах. Реальная производительность, как правило, зависит от множества параметров, и непосредственно вычислительная мощность только один из них.

Так, представители провайдера гибридных облачных решений Eucalyptus утверждают, что «клиенты, выбирающие решение для своих задач должны учитывать не только показатели производительности, но и наличие избыточных мощностей, сервисов для ускорения задач разработки и тестирования». Такие детали, возможно, не укладываются в красивые таблицы и графики, но оказывают более чем весомое воздействие на ход разработки и его скорость. И это уже не говоря о том что когда речь идет о переносе существующих решений в облако, возникает новый пласт проблем — например, отсутствие в публичных облаках поддержки используемых в дата-центарах параллельных файловых систем, из-за чего многие решения приходится переделывать.

Стоимость облаков будет падать, но конверсия — сложный процесс


Подводя итог, можно сказать что несмотря на то что облака продолжают дешеветь (особенно это касается консьюмеристских сервисов), «решения» — готовые облачные системы которые могут заменить бизнес-системы, разворачиваемые в дата-центрах, дешевыми не будут. Они потребуют значительных вложений на разработку и переход. И тем не менее, в более или менее долгосрочной перспективе, альтернативы облакам нет. Вопрос лишь в том, как задействовать их возможности наиболее эффективно.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn