Облака: закон Мура и закон Безоса

Исследования и прогнозы в IT
Закон МураОблачные провайдеры – Google, Amazon, Microsoft – этой весной устроили очередной раунд снижения цен. Последний ли? Как долго это будет продолжаться? Какие еще резервы есть? На эти и многие другие вопросы ищут ответы многие облачные и хостинг-провайдеры, бизнес которых оказался под ударом от стремительной экспансии облачных сервисов. И есть ли какие-либо закономерности, с помощью которых можно предсказать дальнейшие снижения цен?

Закон Мура, хотя никаких конкретных исследований в его подтверждение не было, исправно применяется чтобы предсказывать развитие мощности компьютерных систем уже четвертое столетие, и более того – применяется в планировании мощности будущих компьютерных систем. Напомним, что этот закон звучит как:

Число транзисторов, содержащихся в микросхеме, удваивается приблизительно за два года.

Закон Мура часто переносят на предсказание вычислительной мощности компьютеров, когда он звучит как:

Вычислительная мощность микропроцессора удваивается за 18 месяцев.

Эти законы управляют развитием аппаратных средств, кирпичиков облачной системы, но не самого облака. Если мощность аппаратных средств постоянно возрастает, то удельная стоимость должна падать, не так ли? Вероятно — да.

И именно это сейчас и происходит. По аналогии с законом Мура, назовем эту закономерность… ну хотя бы «законом Безоса» (по фамилии CEO Amazon, Джеффа Безоса). Он будет звучать как:

По мере развития облачных вычислительных систем, стоимость единицы вычислительной мощности будет уполовиниваться приблизительно раз в три года

Вычисления будут приведены ниже, а пока о последствиях.

Главным будет то, что предприятия рано или поздно будут вынуждены привести свои управляющие системы к облачному «знаменателю», чтобы оставаться конкурентоспособными. Часть экономии заключается в том, что облачные вендоры, как правило, обновляют оборудование чаще чем обычные компании (закон Мура работает на них), плюс к тому – исключаются затраты (как плановые, так и внеплановые) на обслуживание, электроэнергию, охлаждение, рабочую силу и прочее, что необходимо для работы дата-центра. Вычисления показывают, что в среднем, цены на услуги облачных провайдеров будут снижаться на 20% в год.

Google первым в этом году представил существенные скидки на тарифах инстансов с загрузкой по востребованию. Как бы подтверждая нашу теорию, на презентации Google Cloud Live в марте, представитель Google показал диаграмму, которая демонстрировала как изменяются цены на услуги облачных сервисов по отношению к прогрессу в технических решениях. Несмотря на то, что аппаратная стоимость хранения постоянно снижается (за последние пять лет, затраты на хранение снижались на 20-30% каждый год), цены снижались гораздо медленнее (всего на 8% каждый год).

Слайд с презентации Google Cloud Live

Впрочем, видимо, диаграмма выше отражает общую динамику цен. У отдельных вендоров снижения цен были более значительными и более регулярными. В первую очередь это касается опять-таки Amazon AWS, который за последние 8 лет 43 раза объявлял о постоянных снижениях цен. Проверить действие новоиспеченного закона можно на примере самого Amazon. Покопавшись в старых ценовых схемах Amazon, можно найти данные по вычислительным способностям инстансов и их ценам на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Возьмем за точку отсчета 2008 год и будем проверять цены последующих лет на соответствие предполагаемой закономерности (2014 год). Полученный результат смотрите в табличке ниже.

Динамика снижения цен на AWS (2008-2014)

Таким образом, для публичного облака AWS «закон Безоса» действительно действует. Однако можно предположить, что придерживаться его в своем развитии смогут только очень крупные многопрофильные ИТ-компании, располагающие своими разработками и ноу-хау. Они будут достаточно популярны, чтобы чувствовать себя уверенно даже при небольшой марже.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn