Я прочитал и принимаю условия пользовательского соглашения...

Безопасность
Представьте, вы только что нашли новый очень интересный интернет-сервис. Вы с нетерпением жмете на кнопку “Зарегистрироваться”. Тут же перед вашими глазами предстает длиннющая простыня текста угрожающе озаглавленная “Правила использования...” (чаще — на английском, “Terms of Service”) и пестрящая юридическими жаргонизмами и закорючками.
Term of Service Did't read

“Ниасилил”


Вы мужественно боретесь с ней — самые отважные добираются до конца первого раздела — где их поджидает второй. Немудрено пасть духом. Вы проматываете их до конца и ставите галочку. “Со всем согласен, только уберите это” — думаете вы, “К тому же все равно — кто их читает? Кроме тех, кто их пишет — ну и нудная же работа у людей, наверное”. И забываете — ровно до того момента, когда выясняется что этой галочкой вы разрешили компании использовать ваши личные данные. Или присвоить результаты вашего творчества. Или угнать в рабство вашего любимого хомячка.

Не ждали? А ведь все было написано в соглашении, и вы сами поставили галочку — никто не неволил. Так что извольте подчиниться.

Знакомая ситуация, не так ли? Даже если сами и не попадали в такое, то наверняка слышали о таких случаях.

Минутное дело


И казалось бы в чем проблема — прочитать соглашение внимательно? Минутное же дело. Но во-первых не такое уж и минутное — если вникать в написанное (а иначе и начинать нет смысла), а во-вторых, если каждое соглашение читать, то сколько же времени на это уйдет? Согласно проведенному в 2008 году исследованию, средний пользователь интернета за год “читает” приблизительно 1500 соглашений, каждое примерно 2500 слов длинной. Только на прочтение от корки до корки всего этого объема информации ушло бы больше месяца. Так что же — выхода из этого законодательного болота, в котором мы увязаем все глубже с каждой поставленной галочкой нет?

“Читаем за вас”


Есть. Мы упускаем, что на самом деле сервисов которые могли бы причинить нам неприятности не так много — это те, которыми мы пользуемся каждый день, которые располагают значительным объемом данных о нас. И если достаточно целеустремленные и сведущие люди разобрались бы в теме, то могли бы изложить суть на языке не очень сведущих в нескольких предложениях. Такова идея стартапа “Terms of Service; Didn't Read”. Он собирает информацию о пользовательских соглашениях крупных сервисов, обрабатывает её и выводит в виде краткого резюме, для наглядности отмеченного цветом — чем ближе к зеленому — тем лучше, к красному — наоборот.

Пока что в списке значится около 30 сайтов, но постоянно добавляются новые. Охват постепенно расширяется — уже сейчас в списке можно найти поисковые системы, сайты социальных сетей и онлайн-игры. Стоит отметить, что у многих сайтов до сих пор нет окончательной оценки. Это связано с тем, что проект открылся совсем недавно и вся работа делается добровольцами, которых не так много а также с тем что крупные сервисные платформы как правило предоставляют многие услуги во многих странах мира и на изучение всех аспектов связанного права уходит немало времени. К тому же оцениваются не только содержание соглашения но и множество косвенных фактов, которые определяют взаимоотношения между пользователями и сервисом — в частности, хранит ли сервис cookies, насколько читаем документ соглашения, оставляет ли за собой сервис менять соглашение без согласия (и тем более ведома пользователя), допускается ли использование псевдонимов и прочее.

Тем не менее промежуточные результаты деятельности команды можно увидеть уже сейчас, а некоторым уже даже выставлены рейтинги. Сейчас наивысший рейтинг имеет поисковик DuckDuckGo. Он не требует от пользователя никаких данных и не сохраняет cookies при поиске.

А самый низкий (пока) — сервис хранения фотографий Twitpic. Мало того что пользовательское соглашение включает в себя отказ от любых претензий к сервису, Twitpic еще оставляет за собой право использовать хранящуюся на нем информацию в коммерческих целях.

Многие другие пока не имеют класса, хотя отдельные особенности работы уже освещены — все это вы можете найти на сайте самостоятельно.

Разумеется, все это — лишь просветительское движение. Политика использования информации в интернете становится все более размытой, и это едва ли изменится в ближайшем будущем. Тем не менее такие проекты позволяют если не решить проблему, то по крайней мере предупредить других о её существовании. А предупрежден — значит вооружен.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn