Облака для ИТ-специалистов: угроза или возможность?

Блог компании Tucha
Данная статья посвящена вопросу, который подсознательно волнует каждого ИТ-специалиста: что делать? Что делать, чтобы твоя специальность была востребованной и оплачиваемой? В каком направлении двигаться, какие решения лоббировать, какими навыками овладевать? Стоит ли внедрять облака прямо сейчас или лучше подождать?

Необходимое предисловие


Эпиграф
Мир изменился, лишился границ,
Хаоса тени отброшены в ад,
Но что-то новое в пении птиц,
Значит, нам прошлое не вернуть назад!
Эпидемия, «Эльфийская рукопись»

Позвольте обойтись без высокопарных метафор и заезженных фраз насчет быстро меняющегося ландшафта, передовых технологий и вычислительных мощностей, достаточных то ли для запуска человека в космос, то ли для метания птиц в свиней. Перейдем сразу к сути. Рынок (и нас вместе с ним) раскачивает новыми концепциями, и как понять, что из этого «выстрелит» и станет трендом на достаточно продолжительный промежуток времени? Что не взлетит вообще? А что переживёт яркое мгновение славы и останется только в архивах памяти поисковых машин? Если следить за основными «трендообразующими» событиями (презентации основных игроков рынка, отчеты и предсказания различных футурологов, основные выставки и конференции отрасли и т.д.), можно еженедельно отмечать какое-нибудь новое веяние, которое вызывает бурные обсуждение в сообществе ИТ-профессионалов. При таком переднем плане ползучие, «фоновые» технологии, эволюционирующие (страшно подумать! :)) в течение нескольких лет, кажутся чем-то та-а-аким старым и устоявшимся, что вызывают небольшое «зависание» при попытке ответить на вопрос: «А как давно мы ими пользуемся?».

В частности, к таким «ветеранам» ИТ можно отнести концепции BYOD, BigData, «облака». Если добавить к ним классические соображения, касающиеся безопасности и мобильности, то как раз и получим ту среду, в которой приходится работать современному айтишнику.

Условия задачи

Возьмем типичную компанию, состоящую из людей, материальных предметов и данных, приправленных денежными потоками.



Естественное желание сотрудников пользоваться удобными/личными/мобильными устройствами (нужное подчеркнуть) (a.k.a. BYOD) нашло отклик в сердцах людей, финансирующих закупку оборудования для функционирования фирмы, и добавило головной боли ИТ-специалистам в плане безопасного внедрения в корпоративный зоопарк новых постояльцев. Мало того, сам сотрудник зачастую лучше айтишника разбирается в своём устройстве и требует от них обоих (айтишника и гаджета), чтобы «тыщь-пыщь — и всё работало». Отложим на будущее ответ на вопрос «Кто виноват?» и подумаем над другим, не менее популярным: «Что делать?». Да много чего! Можно и нужно задействовать программные средства обеспечения безопасности и целостности данных. Можно превратить личное устройство пользователя в терминал. Можно, в конце концов, обратиться к фирмам, специализирующимся на решении подобного рода проблем «под ключ». Слышали о SECaaS — Security as a service, еще одной свежей тенденции?

А Big Data? У многих компаний существуют «файлопомойки», на которых можно найти всё. Различные отчеты, сводки, таблицы, видео, мнения экспертов и участников процессов, огрвыводы на будущее и т.д. Действительно нужное и полезное. Вот только найти готовое зачастую сложнее, чем сделать новое с нуля. Ну, хорошо, не сложнее. Но не за пару секунд (причем именно в таком виде/формате, в котором требуется конкретному человеку). Что может сделать ИТ-специалист, если у него будет время, возможность и знания это сделать? Структурировать существующие данные, так организовать процесс добавления новых, чтобы они встраивались в систему, а не засоряли ее, организовать возможность извлечения данных или «среза» данных по нужному запросу, организовать саму систему запросов и обучить пользователей работе с ней и т.д. Это не задача для того админа, который в пене гоняет по предприятию, включая «Num Lock», потому что «Пароль не вводится!!!» и меняя картриджи. Это задача для ИТ-архитектора или системного аналитика, который занимается только этим и повышает тем самым ценность информации для компании.

Следующий пункт: безопасность. Как говорил Юджин Х. Спаффорд (один из крупнейших западных экспертов по исследованиям защищенности и безопасности информации): «По-настоящему безопасной можно считать лишь систему, котоpая выключена, замуpована в бетонный коpпус, запеpта в помещении со свинцовыми стенами и охpаняется вооpуженным каpаулом, — но и в этом случае сомнения не оставляют меня». К сожалению, рецепт гуру для большинства современных бизнес-образований слишком радикален и неприемлем. О безопасности, конечно, думают. Но далеко не в первую очередь и довольно часто это выглядит как постановка перед фактом: «Есть такие вводные, нужно сделать надежно».

В полной мере это применимо и к следующему «ландшафтообразующему» тренду: мобильности. От разработки и адаптации «настольных» приложений под мобильное использование в первую очередь требуют функционал. Затем — удобство. И где-то потом — безопасность. Вообще, тема разработки мобильных приложений заслуживает отдельного рассмотрения, а сейчас позвольте вернуться к тому, с чего начали — будущему «корпоративных» ИТ-специалистов.



Последнее, о чем осталось упомянуть для полного описания ландшафта: в корпоративном секторе сейчас полным ходом идет процесс перехода в облака, и, независимо от желания конкретного айтишника (или даже ИТ-директора), его не остановить. Да, есть определенная категория ИТ-специалистов (хотя слово «специалист» в этом контексте неприменимо), которым выгодна привязка к локальному «железу». Откатинг, распилинг, просто демонстрация постоянной «полезности» («Видите же, как оно ломается? А без меня вообще загнётся!»), но мы сейчас говорим не о них. Сейчас мы говорим о классических взаимоотношениях между пользователями, айтишниками и владельцами бизнеса. Как говорилось выше, логичным следствием эволюции технологий стала эволюция пользователей, поэтому ИТ-специалисту нужно, как минимум, развиваться быстрее, чем пользователям, чтобы сохранить свою полезность для бизнеса. В идеале, конечно, ему нужно развиваться еще быстрее, формируя сам технологический ландшафт, но это — удел лучших из лучших. Остальным же нужно, как Алисе, бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте. Те же, кто бежит вдвое быстрее, будут вообще на вес золота.

Решение

Так что же нужно делать здесь и сейчас? Для начала — немного статистики.
  • Мировые расходы на IТ в 2012 году достигли 3,6 трлн. долл. Прогноз на 2013 год в мире: рынок ИТ-спецов по облаку — 3,5 млн человек. Рост затрат на ИТ в мире в 2013 составит 3,73 млн долл.
  • Объем IT-рынка в Украине составляет около 1-1,2 млрд долл. в год. На нем заняты около 25-30 тыс. специалистов, при этом дефицит их как минимум втрое больше — около 90 тыс. человек.
  • Тем не менее, даже при таком дефиците существуют более и менее востребованные специализации. К первым как раз относятся облачные специалисты. По данным IDC рост рынка труда для облачников до 2015 года составит +26%. При этом классические ИТ-специалисты будут расти только на +1% в год.



Что из этого следует? Немного к сожалению, но романтически-анекдотические «админы-самоучки-гроза тёток из бухгалтерии» постепенно уходят с рынка труда. Кстати, как и те самые «юзвери», не умеющие поменять картридж, разобраться с офисной мини-АТС или настроить удалённый доступ на своём смартфоне. Именно на «обычных» пользователей теперь перекладывается часть обязанностей нынешних «эникейщиков». Что же происходит с промышленными ИТ-специалистами? У них есть два пути: прямая адаптация под требования рынка и развитие в смежных направлениях. В любом случае, при грамотном подходе будущее айтишника видится вполне комфортным.



Прямая адаптация при переходе в облако включает в себя передачу провайдеру заботы о железе (теперь именно провайдер будет отвечать за решение сопутствующих проблем), а ИТ-специалист становится администратором облака. Теперь у него появляются новые фронты работ.



  • Выдача экспертных оценок ИТ-решений проблем компании.
  • Участие в принятии решений через отображение всех выгод технологии для руководителя в цифрах и фактах.
  • Разработка архитектуры будущего решения на базе технологии и т.д.
  • Подготовка и управление виртуальными сетями, учётными записями пользователей, программным уровнем серверов под управлением различных ОС, приложениями конечных пользователей.
  • Мониторинг состояния парка виртуальных машин.
  • Организация процесса взаимодействия пользователей с облачной ИТ-инфраструктурой.
  • Централизованное управление безопасностью с помощью программных средств.
  • И т.д.


Другой путь развития специалиста — переквалифицироваться и начинать решать новые проблемы, которые перед всеми нами ставит рынок и от которых нельзя спрятаться. На этом пути возможна эволюция ИТ-специалиста в одного из следующих персонажей.
    1. Высшее руководство. Менеджеры (в хорошем смысле этого слова), понимающие и технические нюансы использование облаков, и их выгоды для бизнеса.
    2. Менеджеры проектов. Люди, умеющие разговаривать на языке, понятном для других, и координировать действия по успешной реализации проектов.
    3. Бизнес-аналитики и архитекторы. Специалисты, умеющие работать с информацией.
    4. Разработчики и специалисты по мобильным приложениям. Как уже говорилось выше, это — тема для отдельного разговора.
    5. Специалисты по безопасности.
И многие другие.

Вывод

Не стоит останавливаться на достигнутом, развивайтесь, в ИТ-мире иначе нельзя! И переходите в облака, если еще не сделали этого, самое время.
Перепечатка публикации разрешена, только при указании ссылки на первоисточник.

Комментарии (0)


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям. Используйте свою существующую учетную запись для авторизации. Если у Вас еще нет учетной записи на сайте ее можно создать пройдя несложную процедуру регистрации. Кстати, для входа на сайт, наравне с учетной записью на cloudzone.ru, можно использовать аккаунт из следующих популярных сервисов: Яндекс, Facebook, Google и LinkedIn